Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 03 июля 2014 г. по делу N 33А-918
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Балабанова Н.Н.,
судей: Масенина П.Е. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Васильеве В.А., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 16 апреля 2014 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности полковника Малахова Сергея Александровича об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Малахов проходит военную службу в Объединенном штабе Организации Договора о коллективной безопасности.
В 1993 году Малахов приобрел в собственность однокомнатную квартиру общей площадью 32,6 м. кв. по адресу: "адрес". общей площадью 32,6 кв.м.
В 1995 году в период прохождения военной службы в г. Москве в 8 управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации ему на состав семьи 1 человек по служебному ордеру было предоставлено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью 37,5 кв.м. по адресу: "адрес"
28 февраля 1995 года он зарегистрировался по месту жительства по указанному адресу.
В декабре 1997 года, несмотря на наличие у Малахова в собственности однокомнатной квартиры однокомнатная квартира по адресу: "адрес" была предоставлена ему по ордеру в постоянное пользование.
22 февраля 1997 года он заключил брак с ФИО12, которая была зарегистрирована по месту жительства у своих родителей по адресу: "адрес" 26 марта 1999 года у него родился сын Малахов Максим Сергеевич, который с рождения был зарегистрирован по месту жительства с ним.
05 июня 2007 года его супруга зарегистрировалась по месту жительства по адресу: "адрес", а 28 июня 2007 года он с сыном снялись с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировались по адресу: "адрес"
06 сентября 2007 года Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключил с его супругой договор социального найма жилого помещения по адресу: г "адрес", а 25 октября 2007 года - договор передачи в собственность в порядке приватизации. Заявитель с сыном участия в приватизации не принимали.
11 декабря 2007 года он с сыном зарегистрировались обратно по прежнему месту жительства.
17 декабря 2007 года принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение по адресу: "адрес", было подарено им своей сестре ФИО13, и 17 января 2008 года зарегистрировано её право собственности на указанную квартиру.
28 марта 2008 года брак между заявителем и его супругой был расторгнут, и с указанного времени он с сыном фактически на жилой площади супруги не проживали, а снимали жилое помещение в Московской области.
21 апреля 2008 года бывшая супруга обратилась в суд с иском о прекращении его права пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета, а решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 23 мая 2008 года было прекращено его право постоянного пользования жилым помещением по адресу: "адрес"
22 января 2012 года на основании решения суда он с сыном снялись с регистрационного учёта по указанному адресу и 23 января 2012 года зарегистрировались по месту жительства по адресу воинской части: "адрес"
05 июня 2013 года, по истечении 5 лет с даты вступления в законную силу решения Зюзинского районного суда г. Москвы о выселении его из жилого помещения по адресу: "адрес", он обратился в ДЖО с заявлением о принятии его на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением ДЖО от 27 января 2014 года в удовлетворении его просьбы было отказано.
Полагая свои права нарушенными, Малахов обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение ДЖО от 27 января 2014 года N 194/1/1957 об отказе ему в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- обязать ДЖО принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 5 июня 2013 года.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с принятым решением, просит его отменить и принять по делу новое решение, об удовлетворении его требований.
В обоснование этого, ссылаясь на положения ст. 53, 54 ЖК РФ, указывает, что имеет все основания для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Считает несостоятельным выводам суда о том, что заявитель распорядился ранее предоставленным ему жильем по своему усмотрению, а поэтому не имеет права повторно требовать жилье.
Обращает внимание, что пятилетний срок с момента ухудшения им жилищных условий уже истек.
Полагает, что гарнизонный военный суд ошибочно в своем решении сослался на требования п.п. 17, 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, т.к требования вышеуказанных норм относятся к правоотношениям, связанным с заключением договора социального найма, а не к правоотношениям, связанным с признанием заявителя нуждающимся в жилом помещении.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Право военнослужащего и членов его семьи на жилье закреплено и ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ или органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Учитывая приведенные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявитель в период прохождения военной службы был обеспечен жильем по установленным нормам.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 стать 54 Жилищного кодекса РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из правового смысла действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что гражданин обладает правом быть обеспеченным жилым помещением за счет государства единожды.
Более того, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не сдал его в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", даже по истечению срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
В связи с чем судебная коллегия считает, что гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу, о правомерности действий начальника ДЖО при принятии решения об отказе в постановке заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении.
При изложенных выше обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, заявитель не имеет оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении и принятия на соответствующий учет.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 327.1, п.п. 1, абз. 1 статьи 328 и статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского гарнизонного военного суда от 16 апреля 2014 года по заявлению Малахова Сергея Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
Судья Московского окружного
военного суда В.В. Лаврентьев
Секретарь судебного заседания В.А. Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.