Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретарях Бобылевой Л.А., Волженцевой Г.Р., Евсеевой О.В., Рассейно Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Алтышева В.В. на постановление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 24 января 2014 года N 16-36/64/2а и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении руководителя товарищества собственников жилья " ***" (далее - ТСЖ " ***") Алтышева В.В. ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 24 января 2014 года N 16-36/64/2а Алтышев В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 апреля 2014 года постановление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 24 января 2014 года N 16-36/64/2а оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене постановления должностного лица, судебного решения и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения участников процесса, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Как усматривается из материалов дела, 20 декабря 2013 года сотрудниками ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга проведена проверка в кассе по приему коммунальных платежей в ТСЖ " ***", расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. ***, д. N, по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Федерального закона от 03.06.2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ от 12.10.2011 года N 373-П.
Итоги проверки отражены в акте проверки работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций от 27 декабря 2013 года N 024216/2.
Материалами дела установлено, что 27 декабря 2013 года налоговым органом в адрес руководителя ТСЖ " ***" направлено приглашение N 16-20/16062 (т. 1, л.д. 79), согласно которому Алтышев В.В. извещается о необходимости явки 20 января 2014 года для составления и подписания протокола об административном правонарушении и 24 января 2014 года для вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
24 января 2014 года начальник ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствие Алтышева В.В., признав его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, и назначив ему административное наказание.
Разрешая данное дело, должностное лицо отметил, что Алтышев В.В. был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
С таким выводом должностного лица согласиться нельзя.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении было направлено налоговым органом в адрес руководителя ТСЖ " ***" заказным письмом по юридическому адресу товарищества (г. Оренбург, ул. ***, д. N). Согласно сведений, внесенных в почтовое уведомление по форме 119, приглашение получено Алтышевым 05.01.2014 года (т. 1, л.д. 80).
В ходе судебного разбирательства в судах первой и второй инстанций Алтышевым В.В. заявлено о нарушении налоговым органом порядка привлечения к административной ответственности, ссылаясь на то, что извещение налогового органа о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении им получено не было.
Согласно заключению проведенной судебно-почерковедческой экспертизы от 12 августа 2014 года N 750/10/5-4, подпись от имени Алтышева В.В. в уведомлении о вручении от 05.01.2014 года, расположенная на обратной стороне листка справа от даты "05 01 14", в строке "----" (кому), выполнена не самим Алтышевым В.В. , а другим лицом (т. 2, л.д. 138-145).
Судьей второй инстанции в отделении почтовой связи истребована доверенность на получение почтовой корреспонденции на имя ТСЖ "Звездный" на период с 31 января 2013 года по 31 января 2014 года, выданная Председателем Правления ТСЖ "Звездный", согласно которой правом получения данной почтовой корреспонденции наделен Алтышев В.В. (т. 2, л.д. 61). Доверенность содержит адрес доставки почтовой корреспонденции на имя ТСЖ " ***": г. Оренбург, ул. ***, д. N, кв. N, совпадающий с адресом проживания Алтышева В.В.
Из показаний Алтышева В.В. следует, что по адресу: г. Оренбург, ул. ***, д. N, кв. N, он проживает один, в связи с чем никто, кроме него, не мог получить указанное выше извещение налогового органа. Кроме того, ссылаясь на названную выше доверенность от 31.01.2013 года, показал, что в офисе ТСЖ " ***" также никто не мог получить извещение.
В суд второй инстанции Алтышевым В.В. представлены справки, в соответствии с которыми Алтышев В.В. в зарегистрированном браке не состоит, зарегистрирован один по месту проживания (т. 2, л.д. 128, 129).
Исходя из изложенного выше следует, что налоговым органом не представлено доказательств выполнения требований ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ. Материалы дела не содержат сведений получения Алтышевым В.В., либо иным доверенным лицом извещения от 27 декабря 2013 года N 16-20/16062.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело было рассмотрено должностным лицом без участия Алтышева В.В. и в отсутствие данных о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела.
Кроме того, из смысла ст. 28.2 КоАП РФ следует, что лицо, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, должно быть извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что 20 января 2014 года в отношении Алтышева В.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении Алтышев В.В. извещен не был по указанным выше основаниям.
При составлении протокола об административном правонарушении Алтышев В.В. не присутствовал (материалы дела доказательств обратному не содержат), протокол направлен Алтышеву В.В. заказным письмом и получен им 26 января 2014 года (т. 1, л.д. 93), т.е. после вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Поскольку материалы дела не содержат сведений о том, что по настоящему делу Алтышев В.В. надлежащим образом был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесении постановления по делу об административном правонарушении, постановление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 24 января 2014 года N 16-36/64/2а не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене.
Принимая во внимание, что при рассмотрении судьей Ленинского районного суда г. Оренбурга жалобы Алтышева В.В. на не вступившее в законную силу постановление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 24 января 2014 года N 16-36/64/2а допущенные налоговым органом нарушения устранены не были, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 апреля 2014 года также подлежит отмене.
В соответствии с требованием п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позицией, изложенной в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению необходимо установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Принимая во внимание, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не извещенного в установленном порядке, что является нарушением требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, влекущим признание его недопустимым доказательством, учитывая, что дело рассмотрено по существу и выполнение требований п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ с указанной стадии не допустимо, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Нарушение порядка привлечения лица к административной ответственности является самостоятельным основанием к отмене постановления должностного лица, судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 24 января 2014 года N 16-36/64/2а и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении Алтышева В.В. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Каширская Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.