судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Елагиной Т.В.
и судей Ирышковой Т.В., Бабаняна С.С.
при секретаре Кипкаевой К.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Елагиной Т.В. дело по апелляционной жалобе Колузаевой Н.В. на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 26 мая 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Колузаевой Н.В. к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и признании права на присвоение звания "Ветеран труда" отказать.
Заслушав доклад судьи Елагиной Т.В., объяснения Колузаевой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колузаева Н.В. обратилась суд с иском к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и признании права на присвоение звания "Ветеран труда", указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в МЧС- N. За успехи достигнутые в работе приказом Третьего Главного управления при Министерстве здравоохранения СССР от 08.06.1982 N 32/1165 ей была объявлена благодарность. Полагая, что она награждена ведомственным знаком отличия в труде, она обратилась в Правительство Пензенской области с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ N Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области уведомило ее о том, что в присвоении звания "Ветеран труда" отказано по тем основаниям, что благодарность Третьего Главного управления при Министерстве здравоохранения СССР не относится к ведомственным знакам отличия в труде. С данным отказом она не согласна. В связи с чем, просит признать незаконным отказ Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в присвоении звания "Ветеран труда" и признать за ней право на присвоение указанного звания.
Ленинский районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Колузаева Н.В. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею требований. Ссылаясь на нормы Федерального закона "О ветеранах", Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области, Положение о государственных наградах Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442, указывает, что Третье Главное управление, хотя и находилось в введении Министерства здравоохранения СССР, но являлось органом управления, отраслью (ведомством) и имело права, равнозначные функциям федеральных министерств, в связи с чем благодарность начальника Третьего Главного управления, которой она была отмечена, полностью соответствует критериям ведомственной награды и дает ей право на присвоение звания "Ветеран труда".
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Колузаева Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Медсанчасти N. Ее общий трудовой стаж составляет 36 л.11 мес.14 дн.
Приказом Третьего Главного управления при Министерстве здравоохранения СССР от 08.06.1982 N 32/1165 в связи с празднованием Дня медицинского работника и за успехи, достигнутые в работе, Колузаевой Н.В. объявлена благодарность.
Имея необходимый стаж, указанный в ст.7 Федерального закона "О ветеранах" для присвоения звания "Ветеран труда", Колузаева Н.В. обратилась с заявлением о присвоении указанного звания.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ N Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области уведомило истицу об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что благодарность Третьего Главного управления при Министерстве здравоохранения СССР не относится к ведомственным знакам отличия в труде.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 N355-пП было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пензенской области (далее - Положение).
Согласно п. 2.1 Положения под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.
Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что звание "Ветеран труда" в Пензенской области присваивается в соответствии с настоящим Положением гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства в Пензенской области и награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии за выслугу лет или досрочной пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исходя из изложенного, суд сделал правильный вывод о том, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого трудового стажа и факт награждения гражданина ведомственным знаком (знаками) отличия за добросовестный труд.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истица в обоснование сослалась на то, что Третье Главное управление при Минздраве СССР являлось ведомством, которое в 1991 году постановлением Правительства РСФСР от 26.09.1992 N 1148 было передано Министерству здравоохранения РСФСР и стало именоваться Главным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения РСФСР. В 1992 году Главное управление медико-биологических и экстремальных проблем было реорганизовано в Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения РФ, а в 2004 году на его базе создано ФМБА России. Полагает, что в результате нескольких преобразований к ФМБА перешли все права и обязанности Третьего Главного управления, в том числе награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Как следует из постановления Правительства РСФСР от 26.12.1991 N 76, названным нормативным актом Главное управление медико-биологических и экстремальных проблем упраздняемого Министерства здравоохранения СССР (бывшее Третье главное управление при Минздраве СССР) было передано Министерству здравоохранения РСФСР и стало именоваться Главным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения РСФСР. Данным же постановлением установлено, что названное управление является органом государственного управления РСФСР.
Указом Президента РФ от 30.09.1992 N 1148 " О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти" Главное Управление медико-биологических и экстремальных проблем реорганизовано в Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения РФ на правах государственного учреждения при Минздраве РФ.
Указом Президента РФ от 11.10.2004 N 1304 Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения РФ упразднено и на его базе создано ФМБА России, подведомственное Минздраву РФ.
Проанализировав положения приведенных выше нормативных актов, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Третье Главное управление входило в структуру Министерства здравоохранения СССР и не являлось самостоятельным министерством или ведомством. В его функции входил контроль и надзор за санитарно-эпидемиологическим благополучием работников организаций отдельных отраслей промышленности с опасными условиями труда.
Перечень ведомственных наград СССР содержится в общероссийском классификаторе информации о населении ОК 018-95, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995, где отсутствует упоминание о ведомственных знаках Третьего Главного управления при Министерстве здравоохранения СССР.
Указанный классификатор, утвержденный Постановлением Госстандрата РФ в соответствии с положениями Федерального закона " О техническом регулировании" и Постановления Правительства РФ от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", как правильно указал суд, является нормативным документом и используется в правовых актах в социально-экономической области для идентификации объектов правоотношений.
Доказательств того, что Третье Главное управление было наделено полномочиями по награждению медицинских работников от имени Министерства здравоохранения СССР, истицей вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения СССР, утвержденным постановлением Совмина СССР от 17.07.1968 N 548, действующего в спорный период, Министерство награждает в установленном порядке нагрудными значками и почетными грамотами передовых медицинских и фармацевтических работников, а также лиц, активно участвующих в работе по охране здоровья населения, и применяет иные виды поощрения.
Отказывая Колузаевой Н.В. в удовлетворении заявленных требований, суд, проанализировав положения законодательства, которыми руководствовался при рассмотрении спора, пришел к правильному выводу о том, что к ведомственным знакам отличия относились нагрудные значки и почетные грамоты Министерства здравоохранения СССР, благодарность Третьего Главного Управления не являлась ведомственной наградой, в связи с чем правовых оснований для присвоения истице звания "Ветеран труда" не имеется, а потому признал отказ Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в присвоении истице указанного звания обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы Колузаевой Н.В. являются аналогичными основаниям иска, были предметом судебного разбирательства и не опровергают выводы суда, с которыми соглашается судебная коллегия, они не соответствуют установленным обстоятельствам, основаны на ошибочном применении и толковании норм права, а потому не свидетельствуют о незаконности и необоснованности решения суда и не могут являться основаниями для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Пензы от 26 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Колузаевой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.