судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.,
судей Фроловой Т.А.,Мананниковой В.Н.,
при секретаре Теряевской Ю.А.,
заслушали в открытом судебном заседании по докладу Фроловой Т.А. дело по апелляционной жалобе Воробьева А.С. на решение Белинского районного суда Пензенской области от 29 мая 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Воробьева А.С. к Администрации Белинского района Пензенской области об установлении юридического факта отсутствия попечения со стороны его отца Воробьева С.А. над ним, Воробьевым А.С., в период его несовершеннолетия, а также признании отказа Администрации Белинского района Пензенской области от 17 февраля 2014 года, выраженный в письме N340/п, о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, незаконным, и наложении обязанности на Администрацию Белинского района Пензенской области включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; - отказать.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Воробьева А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воробьев А.С. обратился в суд с иском к администрации Белинского района Пензенской области об установлении факта отсутствия попечения, признании отказа во включении его в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незаконным и возложении обязанности по включению его в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В обоснование своих исковых требований указал, что на основании Постановления Главы администрации Волчковского сельского Совета Белинского района Пензенской области от 7 февраля 2002 года N3 над ним было установлено попечительство со стороны его бабушки Булаевой А.Ф., в связи со смертью его матери Воробьевой Н.В., и в связи с отсутствием над ним попечения и участия в воспитании со стороны его отца Воробьева С.А..
Указывает, что он "адрес" с момента смерти его матери, последовавшей "адрес" года, до достижения совершеннолетия проживал вместе со своей бабушкой, находясь на ее попечении. Отец в его воспитании участия не принимал, и с 2001 года он его не видел, и о нем ему ничего не известно.
В настоящий момент он достиг возраста 27 лет, и именно в этот момент ему стало известно, что государством детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, предоставлены льготы на получение жилья, и с 1 января 2013 года установленный ранее ценз в 23 года отменен. Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлен ст.8 Закона РФ от 21 декабря 1996 года N159 в редакции, которая вступила в действие 1 января 2013 года.
Согласно п.9 названной статьи, право на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом не указано, что обращение в орган местного самоуправления о признании нуждающимся в получении жилого помещения должно последовать ранее наступления 23-летнего возраста.
Более того, указанным нормативным актом на орган местного самоуправления возложена обязанность по выявлению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по формированию названного списка.
В феврале 2014 года он обратился в администрацию Белинского района с просьбой признать его нуждающимся в получении жилого помещения и включения его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, но в удовлетворении ему было отказано на том основании, что он не смог документально подтвердить отсутствие родительского попечения.
Согласно Положению, утвержденному Правительством Пензенской области, в перечне документов, необходимых для включения в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указано на решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком.
Считает возможным обратиться в суд с иском о признании за ним права на включение его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными, применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, поскольку ему необходимо доказать не только юридический факт того, что он был оставлен без попечения своего отца, и доказать, что по уважительной причине не мог подать заявление в орган местного самоуправления о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до исполнения ему 23 лет.
Полагает, что он, будучи несовершеннолетним, был оставлен без попечения своего отца: его отец хотя и был жив до момента его совершеннолетия, но он от него какого-либо содержания не получал, участия в его воспитании он не принимал, даже его местонахождение ему не было известно. Именно в связи с данными обстоятельствами над ним и было установлено попечительство, что подтверждает факт отсутствия родительского попечения над ним до достижения им совершеннолетия.
В противном случае данное постановление не было бы принято. Обстоятельствами, подтверждающими отсутствие попечения со стороны его отца, являются справки о составе семьи, выданные ему сельской администрацией, где отражено, что в спорный период он проживал только с бабушкой и дедом.
Он получил право на судебную защиту нарушенного права только с 1 января 2013 года в связи с внесением изменений в указанный выше Закон РФ.
Согласно ст.4 п.2 Закона РФ N15-ФЗ, которым внесены изменения в Закон РФ N159-ФЗ, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали свое право на получение жилого помещения до дня вступления в силу Закона РФ N15-ФЗ, то это право сохраняется за ними до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Вместе с тем, указанным нормативным актом именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по выявлению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и по формированию списка указанных лиц в целях обеспечения их жилыми помещениями. Органу опеки и попечительства Белинского района было известно, что он остался без попечения отца и матери, находился на воспитании попечителя, и в силу молодого возраста не мог защищать себя самостоятельно.
В связи с изложенным, он в силу объективных и уважительных причин, не мог быть учтенным, как нуждающийся в обеспечении жилым помещением до 23 летнего возраста.
Просил суд установить юридический факт отсутствия попечения со стороны его отца Воробьева С.А. над ним, Воробьевым А.С., в период его несовершеннолетия, а также признать отказ Администрации Белинского района Пензенской области от 17 февраля 2014 года, выраженный в письме N340/п, о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными, применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, незаконным, и обязать администрацию Белинского района Пензенской области включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Воробьев А.С. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым его исковые требования удовлетворить.
Апеллянт в обоснование своих доводов ссылается на те же обстоятельства, что и при предъявлении иска.
Кроме того считает, что судом неправомерно не принято признание иска ответчиком, поскольку это не нарушает закон, а также не нарушает интересы других лиц, которым не может быть российское государство, а в данном случае именно государство гарантирует ему право на обеспечение жилым помещением, приняв на себя корреспондирующую этому праву обязанность.
Указывает, что в феврале 2014 года он обратился в администрацию Белинского района с просьбой признать его нуждающимся в получении жилого помещения и включения его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, но в удовлетворении ему было отказано по тем основаниям, что он не смог документально подтвердить отсутствие родительского попечения.
Он получил право на судебную защиту нарушенного права только с 1 января 2013 года в связи с внесением изменений в Закон РФ N15-ФЗ, которым внесены изменения в Закон РФ N159-ФЗ, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали свое право на получение жилого помещения до дня вступления в силу Закона РФ N15-ФЗ, то это право сохраняется за ними до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, суд не учел, что этим законном, именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по выявлению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и по формированию списка указанных лиц в целях обеспечения их жилыми помещениями.
Указывает. что Органу опеки и попечительства Белинского района было известно, что он остался без попечения отца и матери, находился на воспитании попечителя, и в силу молодого возраста не мог защищать себя самостоятельно.
В связи с изложенным, полагает, что он в силу объективных и уважительных причин не мог быть учтенным, как нуждающийся в обеспечении жилым помещением до 23 летнего возраста.
В соответствии с частью1 статьи 327, частями 3.4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие лиц, участвующих по делу, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно преамбуле Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", он определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.1 Закона дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Тщательно проверив доводы сторон, исследуя доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями вышеуказанного законодательства, пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Воробьева А.С.
При этом посчитал установленным, что Воробьев А.С., родился ДД.ММ.ГГГГ и его отцом является Воробьев С.А., а матерью ФИО3, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ в "адрес".
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления N от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Волчковского сельского совета Белинского района Пензенской области, принимая во внимание, что мать несовершеннолетнего Воробьева А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного "адрес", "адрес", умерла ДД.ММ.ГГГГ, а его отец - Воробьев С.А. проживает в "адрес", участия в воспитании сына не принимает, а его бабушка ФИО8 обеспечила несовершеннолетнему надлежащие условия воспитания, принял решение назначить ФИО17. попечителем несовершеннолетнего Воробьева А.С.
После смерти ФИО7 в 2008 году, согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Кондратьева М.В. является собственницей "адрес" в "адрес".
В соответствии с заявлением Воробьева А.С., он обратился ДД.ММ.ГГГГ в Управление социальной защиты населения администрации Белинского района Пензенской области с просьбой о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании сообщения N от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Белинского района Пензенской области было отказано Воробьеву А.С. о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Давая оценку юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу, суд первой инстанции правильно посчитал, что дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Суд принял во внимание, что в настоящее время истец Воробьев А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к указанной категории лиц не относится, поскольку возраста 23 лет он достиг в 2009 году.
Руководствуясь п.9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также ч.9 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ РФ и ст. 57 ЖК РФ, суд пришел к правильному и обоснованному выводу, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определениях от 19.10.2010 года N 1282-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ш. на нарушение ее конституционных прав статьями 1 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в Определении от 16.12.2010 года N 1590-О-О, принятому по аналогичной жалобе гражданки О.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможным при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Отказывая Воробьеву А.С. в удовлетворении его требований, суд исходил из того, что им не представлено не доказательств, свидетельствующих о том, что он до достижения возраста 23 лет обращался в администрацию Белинского района Пензенской области или администрацию соответствующего поселения с заявлением о предоставлении ему жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь требованиями ст. 39 ГПК РФ, суд правильно не принял признание ответчиком иска, поскольку такое признание противоречит требованиям закона и нарушает права и законные интересы иных лиц.
На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, они направлены на переоценку доказательств по делу.
Доводы апелляционной жалобы Воробьева А.В. о наличии уважительных причин, по которым он своевременно не встал на учет как нуждающийся в жилом помещении, а именно из-за не зная своих прав, а также, что надеялся, что ему достанется дом бабушки, суд обсуждал и правильно посчитал их неуважительными.
Каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность встать на учет до достижении им возраста 23 лет, истцом не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белинского районного суда Пензенской области от 29 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.