судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Гордеевой Н.В.,
судей Фроловой Т.А.,Бабаняна С.С.,
при секретаре Потаповой О.В.,
заслушали в открытом судебном заседании по докладу Фроловой Т.А. дело по апелляционной жалобе Администрации Шемышейского района Пензенской области на решение Шемышейского районного суда Пензенской области от 16 июля 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Администрации Шемышейского района Пензенской области к Скрипкину А.С. о взыскании суммы неосновательного обогащения - отказать.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Администрации Шемышейского района Пензенской области по доверенности Шляхтун Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Шемышейского района Пензенской области обратилась в суд с исковым заявлением к Скрипкину А.С. о взыскании суммы неосновательного обогащения.
В обоснование исковых требований администрация Шемышейского района указала, что Скрипкин А.С. 26 апреля 2010 года был назначен на должность ведущего специалиста по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг муниципальных нужд администрации Шемышейского района, в последствии наименование должности Скрипкина А.С. неоднократно менялась и с 11 февраля 2014 года он исполнял обязанности главного специалиста по регулированию контрактной системы и закупок отдела экономики, имущественных и земельных отношений.
В период муниципальной службы в администрации Шемышейского района, Скрипкин А.С. помимо денежного содержания пользовался всеми гарантиями, предусмотренными для муниципального служащего.
В соответствии с Законом Пензенской области от 20 июля 1998 года N 85-ЗПО "О муниципальной службе в Пензенской области" муниципальный служащий имеет право на льготное обеспечение санаторно-курортным лечением, в порядке, рекомендуемом Советом по вопросам государственной службы Пензенской области.
Во исполнение вышеназванного Закона, согласно п.2 Положения о порядке выплаты лечебных пособий на санаторно- курортное лечение муниципальным служащим Шемышейского района, имеющему право на льготное обеспечение санаторно-курортным лечением, ежегодно выплачивается единовременное лечебное пособие на приобретение соответствующей путевки в размере трех месячных денежных содержаний.
В соответствии с п. 5 данного Положения при увольнении муниципального служащего, выплата лечебного пособия осуществляется за фактически отработанное время.
На основании распоряжения администрации Шемышейского района Пензенской области от 21 апреля 2014 года N 50-0, Скрипкину А.С. был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней за период с 26 апреля 2013 года по 25 апреля 2014 года и было выплачено лечебное пособие в размере "данные изъяты" рубля за полный 2014 год.
В период отпуска Скрипкин А.С. обратился в администрацию Шемышейского района Пензенской области с заявлением о расторжении трудового договора по собственному желанию, поэтому сумма излишне выплаченного Скрипкину А.С. лечебного пособия составила "данные изъяты" рублей и добровольно возвращать необоснованно полученные денежные средства ответчик не желает, в связи с чем, просила суд взыскать в пользу Администрации Шемышейского района Пензенской области "данные изъяты" рубля.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация Шемышейского района Пензенской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Суд дал неправильное толкование Закону Пензенской области от 20.07. 1998 года N 85-ЗПО "О муниципальной службе в Пензенской области ( нова редакция ) " в силу которого, " муниципальный служащий имеет право на льготное обеспечение санаторно-курортным лечением ( предоставление льготных путевок, лечебных пособий), в порядке рекомендуемом Советом по вопросам - государственной службы Пензенской области и муниципальной службы в Пензенской области и устанавливаемым органами местного самоуправления".
Из вышеизложенного следует, что обязательность выплат лечебного пособия муниципальным служащим не предусмотрена федеральным законодательством, декларируется региональным законодательством и регулируется только лишь на уровне местного самоуправления.
Ссылаясь на Положение о выплате лечебного пособия, автор жалобы указывает, что денежные средства, выплачиваемые муниципальным служащим в качестве лечебных пособий, не подпадают под понятие" денежное содержание муниципального служащего", не включаются в фонд оплаты труда.
Указывает, что согласно пункту 5 Положения о выплате лечебного пособия представительным органом местного самоуправления Шемышейского района Скрипкину А.С. гарантировано право лишь на получение лечебного пособия за фактически отработанное время, то есть за 141 день.
Сумма излишне выплаченного Скрипкину А.С. лечебного пособия составляет "данные изъяты" руб., которая подлежит возврату.
Иное толкование Положения о выплате лечебного пособия поставило бы других муниципальных служащих, уволившихся со службы в течение года, но не успевших подучить лечебное пособие, в неравное положение с теми муниципальными служащим, кто до истечения года воспользовался правом на отпуск, уволились и успели полностью за год получить лечебное пособие.
Апеллянт указывает, что отказ суда в удовлетворении исковых требований администрации Шемышейского района противоречит Конституции Российской Федерации, которая закрепляет основные права и свободы граждан России, а также устанавливает прямой запрет дискриминации граждан по любым основаниям. Конституцией РФ запрещены всякие различия, исключения или предпочтение в области труда и занятий. И при выплате лечебного пособия также должен быть соблюден принцип равенства возможностей.
Отказывая в иске, суд не принял во внимание указанные обстоятельства.
В отзыве на апелляционную жалобу Скрипкин А.С ... просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327, частями 3, 4 статьи 167 и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие истца Скрипкина А.С., надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела. От него поступило заявление с просьбой рассмотреть его апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.
Судом установлено, что на основании распоряжения Администрации Шемышейского района Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ, Скрипкин А.С. назначен с ДД.ММ.ГГГГ, на должность ведущего специалиста по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд администрации района, с испытательным сроком 3 месяца.
В соответствии с распоряжением Администрации Шемышейского района Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ, Скрипкин А.С. переведен на должность главного специалиста по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд администрации района, распоряжением Администрации Шемышейского района N ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность главного специалиста по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд отдела экономики, имущественных и земельных отношений администрации Шемышейского района, распоряжением Администрации Шемышейского района Пензенской области N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, должность главного специалиста по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд отдела экономики, имущественных и земельных отношений администрации Шемышейского района переименована на должность главного специалиста по регулированию контрактной системы и закупок отдела экономики, имущественных и земельных отношений.
Согласно распоряжению Администрации Шемышейского района Пензенской области N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ Скрипкину А.С. за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с уходом в очередной отпуск ему оказана материальная помощь в размере одного должностного оклада, единовременная помощь в размере двух должностных окладов, произведена выплата лечебного пособия.
Распоряжением Администрации Шемышейского района Пензенской области N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, Скрипкин А.С. освобожден с ДД.ММ.ГГГГ от занимаемой должности по собственному желанию.
Ссылаясь на Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79 -ФЗ" О государственной службе в Российской Федерации ", Закон Пензенской области от 20 июля 1998 года N 85 ЗПО" О муниципальной службе в Пензенской области", Положение о порядке выплаты лечебных пособий на санаторно-курортное лечение, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, правильно определив юридические значимые обстоятельства по делу, исходил из того, что
в соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.
Согласно части 4 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Аналогичные положения предусмотрены частью 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, ограничивающей основания для взыскания заработной платы, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию, как неосновательного обогащения, при отсутствии его недобросовестности и счетной ошибки.
Предусмотренные ст.137 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовые нормы согласуются с положениями Конвенции международной организации труда от 1 июля 1949 года N 95 "Относительно защиты заработной платы" (ст. 8, ст.1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязательных для применения в силу ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Трудового кодекса Российской Федерации, и содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы.
Таким образом, действующее законодательство не содержит оснований взыскания суммы задолженности в судебном порядке с работника, использовавшего отпуск авансом, если работодатель фактически при расчете не смог произвести удержание за неотработанные дни отпуска вследствие недостаточности сумм, причитающихся при расчете.
Поскольку истцом доказательств счетной ошибки или недобросовестности со стороны ответчика, приведших к выплате ему оспариваемых сумм, не представлено, вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда.
Они сводятся к изложению обстоятельств, перечисленных в исковом заявлении и к переоценке доказательств по делу.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шемышейского районного суда Пензенской области от 16 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.