Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 19 августа 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Белкина А.В.,
Николаева И.В.,
при секретаре Михайлове Г.Г.,
с участием заявителя Ефимова А.Л., представителя должностного лица Глазкова А.О. и военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа Левина Е.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Ефимова А.Л. на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 20 июня 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего Управления эксплуатации средств специальной связи службы Специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее по тексту - УЭССС Спецсвязи ФСО России) Ефимова А.Л. об оспаривании действий начальника УЭССС Спецсвязи ФСО России, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением его из списков личного состава органов государственной охраны и воинской части без предоставления жилого помещения по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы.
Заслушав доклад судьи Николаева И.В., изложившего обстоятельства дела, существо принятого решения, доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, выступление заявителя Ефимова А.Л. в обоснование доводов апелляционной жалобы, а также мнение представителя должностного лица - Глазкова А.О. и заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа Левина Е.В. об оставлении решения гарнизонного военного суда без изменения, а апелляционной жалобы заявителя без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Ефимов, проходивший военную службу по контракту в УЭССС Спецсвязи ФСО России, приказом начальника данного Управления от 29 апреля 2014 года N на основании подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, уволен с военной службы и исключён из списков личного состава органов государственной охраны и воинской части.
Посчитав свои права нарушенными, Ефимов обратился в Пензенский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать вышеуказанный приказ начальника Управления, лишающий его права быть обеспеченным жилым помещением для постоянного проживания в избранном им после увольнения с военной службы месте жительства непосредственно в период прохождения службы, незаконным и обязать названное должностное лицо восстановить его на военной службе и в списках личного состава воинской части до обеспечения его таким жилым помещением, а также произвести выплату денежного довольствия за соответствующий период времени. Кроме того, заявитель просил суд компенсировать ему моральный вред и возместить затраты, связанные с оплатой услуг представителя.
Решением Пензенского гарнизонного военного суда от 20 июня 2014 года в удовлетворении заявления Ефимова было отказано.
Выражая несогласие с таким решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование этого, приводя обстоятельства его увольнения с военной службы и наличия служебного жилого помещения, а также нормы Жилищного кодекса Российской Федерации Ефимов приходит к выводу о том, что законодательством запрещено предоставление жилья для постоянного проживания в закрытом военном городке.
Также он указывает о непредоставлении ответчиком в суд доказательств, подтверждающих обеспечение его и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания ни по месту дислокации воинской части, ни по избранному им месту жительства после увольнения с военной службы.
Далее Ефимов обращает внимание на неверный, по его мнению, вывод суда первой инстанции о его обеспеченности жилым помещением для постоянного проживания в закрытом военном городке, поскольку такое жильё является служебным и предоставляется военнослужащим только на период прохождения военной службы, а при увольнении с неё военнослужащий утрачивает право проживания в нём. При этом имеющаяся в материалах дела справка от 19 июня 2014 года N, как полагает автор жалобы, не могла быть принята во внимание судом, поскольку её содержание противоречит уже имеющимся в материалах документам.
В заключение жалобы Ефимов, проводя собственный анализ норм Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Положения о порядке прохождения военной службы, указывает на запрет увольнения военнослужащих, имеющих служебное жилое помещение в закрытом военном городке. При этом заявитель указывает на решения иных судов, в том числе и вышестоящих, которые придерживались именно такой практики.
На апелляционную жалобу начальником Управления ЭССС Спецсвязи ФСО России Панкратовым С.И. и старшим помощником военного прокурора Пензенского гарнизона Цуцаевым С.В. поданы письменные возражения, в которых они, не соглашаясь с доводами заявителя, просят решение Пензенского гарнизонного военного суда по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав прибывших в суд лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поданных на неё возражений, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы, в том числе по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений.
Данная правовая норма, направленная на реализацию положений ст. 40 Конституции Российской Федерации и являющаяся одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, в том числе дополнительной гарантией для военнослужащих, желающих быть обеспеченными жильём по месту службы, устанавливает запрет на увольнение по указанным в ней основаниям военнослужащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильём именно по месту военной службы, то есть в населённом пункте, где дислоцирована воинская часть, в отличие от лиц, которые намерены получить жильё в ином избранном ими постоянном месте жительства.
Положениями этой же нормы закона предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Аналогичная норма содержится в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, согласно которой при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, как это следует из содержания вышеуказанных норм, военнослужащий в целях реализации своих жилищных прав обладает правом выбора конкретной гарантии.
При этом военнослужащие, изъявившие желание получить жилое помещение в избранном им после увольнения с военной службы месте жительства, которое отличается от места прохождения военной службы, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подп. "и" п. 7 раздела II Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку они обеспечены жильём по прежнему месту жительства - по месту военной службы.
Следовательно, препятствий для увольнения такой категории военнослужащих не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения постоянному месту жительства за счёт средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.
Согласно п. 14 ст. 15 вышеназванного федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Материалами дела установлено, что Ефимов проходил военную службу в УЭССС Спецсвязи ФСО России по контракту, который истёк ДД.ММ.ГГГГ. На основании приказа начальника УЭССС Спецсвязи ФСО России от 29 апреля 2014 года N Ефимов уволен с военной службы в запас и исключён из списков личного состава органов государственной охраны и воинской части. При этом продолжительность военной службы составляет 36 лет 9 месяцев 22 дня.
В период прохождения военной службы Ефимову было представлено служебное жилое помещение в виде отдельной трёхкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 50,76 кв.м., что превышает учётную норму площади жилого помещения на каждого члена его семьи (всего 4 человека), установленную решением Собрания представителей г. Кузнецка от 11 августа 2005 года N 79-11/4 "Об установлении учётной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе Кузнецке Пензенской области" в 10 и менее кв.м.
Следовательно, вывод гарнизонного военного суда об обеспеченности Ефимова по месту прохождения военной службы жилым помещением по установленным нормам, является правильным.
Кроме того, по делу установлено, что заявитель 2 ноября 2010 года обратился с рапортом в жилищную комиссию для отселения его и членов его семьи из закрытого военного городка и просил предоставить жилое помещение для постоянного проживания в "адрес" и "адрес". Согласно выписке из протокола N заседания Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации от 6 марта 2014 года Ефимов с составом семьи 2 человека принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства в "адрес" с 2 декабря 2013 года.
Таким образом, Ефимов с членами семьи был признан Центральной жилищной комиссией Федеральной службы охраны Российской Федерации нуждающимся в жилом помещении по избранному им месту жительства после увольнения с военной службы ещё до увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, что полностью соответствует требованиям действующего в данной сфере правоотношений законодательства.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Следовательно, до обеспечения Ефимова и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства, они сохраняют право проживать в квартире, предоставленной им по месту военной службы, общая площадь которой превышает учётную норму.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства дела и нормы законов, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии каких-либо препятствий для увольнения Ефимова с военной службы, в связи с чем вывод суда о законности действий должностных лиц по представлению заявителя к увольнению с военной службы, увольнению и исключению его списков личного состава воинской части является правильным. Оснований не согласиться с таким выводом у судебной коллегии не имеется.
Доводы же Ефимова, изложенные им в апелляционной жалобе, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку противоречат совокупности приведённых выше норм законов и обстоятельств дела.
При этом выводы суда первой инстанции по делу основаны на правильной оценке исследованных фактических данных и верном толковании и применении норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Что же касается решений иных судов, на которые обращает внимание в своей жалобе Ефимов, то такие решения были вынесены по делам с отличными от настоящего дела обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пензенского гарнизонного военного суда от 20 июня 2014 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего Управления эксплуатации средств специальной связи службы Специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации Ефимова А.Л. об оспаривании действий начальника Управления эксплуатации средств специальной связи службы Специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением его из списков личного состава органов государственной охраны и воинской части без предоставления жилого помещения по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Ефимова А.Л. - без удовлетворения.
Судья И.В. Николаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.