Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 20 августа 2014 г. по делу N 33А-2148/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Дегтярева И.П.,
судей: - Гришина С.В. и
- Коробенко Э.В.,
при секретаре Азаряне Р.А.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны РФ - Коваленко Т.В. на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 2 апреля 2014 г., которым частично удовлетворено заявление "данные изъяты" Зубарева Вячеслава Викторовича об оспаривании действий Министра обороны РФ и руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Единый расчетный центр), связанных с порядком выплаты заявителю ежемесячной надбавки за особые условия военной службы.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., объяснения представителя Министра обороны РФ - Скидан О.В. в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С ДД.ММ.ГГГГ Зубарев проходит военную службу в должности "данные изъяты" войсковой части N и в его подчинении находится личный состав, однако надбавка за особые условия военной службы в размере N оклада по воинской должности (за руководство подразделением) с ДД.ММ.ГГГГ ему не выплачивалась.
Зубарев обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Министра обороны РФ издать приказ об установлении ему за названный период надбавки за особые условия военной службы (за руководство подразделением) в размере N должностного оклада, а Единый расчетный центр - произвести перерасчет и выплату денежного довольствия с учетом указанной надбавки.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено частично.
Суд обязал Министра обороны РФ издать приказ об установлении заявителю оспариваемой надбавки в размере N оклада по воинской должности (за руководство подразделением) за период с ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении требования о возложении на Единый расчетный центр обязанности произвести перерасчет и выплату Зубареву денежного довольствия с учетом указанной надбавки за период с ДД.ММ.ГГГГ. судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министра обороны РФ просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы полагает, что заявитель не имеет права на получение указанной надбавки, которая выплачивается дифференцированно, в зависимости от наличия в подчинении военнослужащего личного состава, сложности, объема и важности выполняемых им задач. При этом в жалобе указывается, что правовые основания для производства данной выплаты отсутствовали, поскольку утвержденный приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N "данные изъяты" перечень воинских должностей командиров (начальников) воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим выплачивается надбавка за руководство подразделением, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ Согласно указанию Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N "данные изъяты" выплата спорной надбавки в соответствии с новым перечнем должностей производится с ДД.ММ.ГГГГ Также в жалобе содержится ссылка на правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", о том, что суд не вправе оценивать целесообразность принятого Министром обороны РФ решения. Кроме того, по мнению автора жалобы, заявителем пропущен срок обращения в суд.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 % оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073 "О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту" установлено, что размер надбавки определяется правовым актом государственного органа, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно подп. " "данные изъяты"" п. N Порядка "данные изъяты" Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере N оклада по воинской должности выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
В соответствии со ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
Названные правовые нормы свидетельствуют о необходимости производства выплаты военнослужащим указанной надбавки при исполнении ими должностных обязанностей, связанных с фактическим руководством подразделением.
Согласно справке начальника штаба войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N N в подчинении Зубарева в ДД.ММ.ГГГГ. находилось N военнослужащих и N лиц гражданского персонала.
Поскольку по делу установлено, что в подчинении заявителя находится личный состав, для которого Зубарев является непосредственным начальником, то очевидно, что исполнение заявителем обязанностей по воинской должности связано с фактическим руководством подразделением.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается автором жалобы, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (за руководство подразделением) в размере N от должностного оклада Зубареву за период с ДД.ММ.ГГГГ не выплачивалась.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N "данные изъяты" утвержден новый перечень воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями. В соответствии с п. N названного приказа указанная надбавка в соответствии с новым перечнем должна выплачиваться с ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что право Зубарева на получение указанной надбавки в период с ДД.ММ.ГГГГ нарушено и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Довод автора жалобы о невозможности установления Зубареву спорной надбавки в связи с отсутствием утвержденного Министром обороны РФ перечня воинских должностей является несостоятельным, поскольку правовые основания для установления военнослужащим денежной надбавки за особые условия военной службы определены в вышеупомянутых нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу.
Что же касается утверждения о том, что суд не вправе оценивать целесообразность принятого Министром обороны РФ решения, то оно основано на неправильном толковании правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В данном случае спорное правоотношение, являющееся предметом судебного разбирательства по делу, возникло не вследствие принятого воинским должностным лицом решения в пределах предоставленных ему полномочий, а в результате того, что им не было исполнено вышеназванное постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073 и не предприняты своевременные меры по установлению оспариваемой надбавки.
Кроме того, вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, нарушение прав заявителя на оспариваемую ежемесячную надбавку носит длящийся характер, поэтому суд первой инстанции обоснованно не применил последствия пропуска срока обращения в суд, предусмотренные ст. 256 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Астраханского гарнизонного военного суда от 2 апреля 2014 г. по заявлению Зубарева Вячеслава Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министра обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.