Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 13 августа 2014 г. по делу N 33А-2137/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Коробенко Э.В.,
судей: - Гришина С.В. и
- Корсакова В.А.,
при секретаре Азаряне Р.А.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны РФ - Коваленко Т.В. на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 26 марта 2014 г., которым частично удовлетворено заявление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, "данные изъяты" Самбурова Сергея Николаевича об оспаривании действий Министра обороны РФ и руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Единый расчетный центр), связанных с порядком выплаты заявителю ежемесячной надбавки за особые условия военной службы.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., объяснения представителя Министра обороны РФ - Ляднова В.Г. в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С ДД.ММ.ГГГГ Самбуров проходит военную службу в должности "данные изъяты" войсковой части N и в его подчинении находится личный состав, однако надбавка за особые условия военной службы в размере N оклада по воинской должности (за руководство подразделением) с ДД.ММ.ГГГГ. ему не выплачивалась.
Самбуров обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Министра обороны РФ издать приказ об установлении ему за названный период надбавки за особые условия военной службы (за руководство подразделением) в размере N должностного оклада, а Единый расчетный центр - произвести перерасчет и выплату денежного довольствия с учетом указанной надбавки.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено частично.
Суд обязал Министра обороны РФ издать приказ об установлении заявителю оспариваемой надбавки в размере N % оклада по воинской должности (за руководство подразделением) за период с ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении требования о возложении на Единый расчетный центр обязанности произвести перерасчет и выплату Самбурову денежного довольствия с учетом указанной надбавки за период с ДД.ММ.ГГГГ. судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министра обороны РФ просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы полагает, что заявитель не имеет права на получение указанной надбавки, которая выплачивается дифференцированно, в зависимости от наличия в подчинении военнослужащего личного состава, сложности, объема и важности выполняемых им задач. При этом в жалобе указывается, что правовые основания для производства данной выплаты отсутствовали, поскольку утвержденный приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N "данные изъяты" перечень воинских должностей командиров (начальников) воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим выплачивается надбавка за руководство подразделением, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ Согласно указанию Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N "данные изъяты" выплата спорной надбавки в соответствии с новым перечнем должностей производится с ДД.ММ.ГГГГ Также в жалобе содержится ссылка на правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", о том, что суд не вправе оценивать целесообразность принятого Министром обороны РФ решения. Кроме того, по мнению автора жалобы, заявителем пропущен срок обращения в суд.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 % оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073 "О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту" установлено, что размер надбавки определяется правовым актом государственного органа, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно подп. " "данные изъяты"" п. N Порядка "данные изъяты" Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере N оклада по воинской должности выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
В соответствии со ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
Названные правовые нормы свидетельствуют о необходимости производства выплаты военнослужащим указанной надбавки при исполнении ими должностных обязанностей, связанных с фактическим руководством подразделением.
Согласно справке начальника штаба войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ. N N, в соответствии со штатом войсковой части N в подчинении Самбурова в ДД.ММ.ГГГГ г. находилось N военнослужащих и N лиц гражданского персонала.
Поскольку по делу установлено, что в подчинении заявителя находится личный состав, для которого Самбуров является непосредственным начальником, то очевидно, что исполнение заявителем обязанностей по воинской должности связано с фактическим руководством подразделением.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается автором жалобы, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (за руководство подразделением) в размере N % от должностного оклада Самбурову за период с ДД.ММ.ГГГГ не выплачивалась.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. N N "данные изъяты" утвержден новый перечень воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями. В соответствии с п. N названного приказа указанная надбавка в соответствии с новым перечнем должна выплачиваться с ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что право Самбурова на получение указанной надбавки в период с ДД.ММ.ГГГГ нарушено и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Довод автора жалобы о невозможности установления Самбурову спорной надбавки в связи с отсутствием утвержденного Министром обороны РФ перечня воинских должностей является несостоятельным, поскольку правовые основания для установления военнослужащим денежной надбавки за особые условия военной службы определены в вышеупомянутых нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу.
Что же касается утверждения о том, что суд не вправе оценивать целесообразность принятого Министром обороны РФ решения, то оно основано на неправильном толковании правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В данном случае спорное правоотношение, являющееся предметом судебного разбирательства по делу, возникло не вследствие принятого воинским должностным лицом решения в пределах предоставленных ему полномочий, а в результате того, что им не было исполнено вышеназванное постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073 и не предприняты своевременные меры по установлению оспариваемой надбавки.
Кроме того, вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, нарушение прав заявителя на оспариваемую ежемесячную надбавку носит длящийся характер, поэтому суд первой инстанции обоснованно не применил последствия пропуска срока обращения в суд, предусмотренные ст. 256 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Астраханского гарнизонного военного суда от 26 марта 2014 г. по заявлению Самбурова Сергея Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министра обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.