Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 30 июля 2014 г. по делу N 33А-1857/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Костина В.А.,
судей:
Цыбульника В.Е.,
Василенко И.И.,
при секретаре Бирюковой Т.В.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 28 мая 2014 г., которым отказано в удовлетворении заявления "данные изъяты" Дзедзиева Александра Владимировича об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения), связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Василенко И.И., объяснения заявителя Дзедзиева А.В. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N N Дзедзиев и члены его семьи (жена и дочь) на основании ст. 53 ЖК РФ сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основанием для этого послужило отчуждение принадлежащего ему жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ
Дзедзиев обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил обязать должностное лицо отменить это решение и восстановить его и членов его семьи на жилищном учете.
Гарнизонным военным судом в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Дзедзиев, просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявления.
Заявитель указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ он изъявил желание на получение жилищной субсидии, однако суд этого не учел. При этом получение им в наследство, а не от государства, квартиры, которой он распорядился, не имеет значения при решении вопроса о предоставлении на покупку жилья субсидии от военного ведомства. Снятие его с учета нуждающихся в жилье свидетельствует о невыполнении Министерством обороны Российской Федерации заключенного с ним контракта.
По мнению Дзедзиева, гарнизонный военный суд при принятии решения не учел определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П и от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О, из которых следует, что обеспечение военнослужащих жильем осуществляется на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих", а не ЖК РФ.
Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что из указанного Федерального закона следует, что предоставленные военнослужащим социальные гарантии не могут быть отменены либо снижены другими нормативными актами. Порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилье определен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, в котором отсутствуют указания на необходимость применения последствий намеренного ухудшения жилищных условий. Поэтому ст. 53 ЖК РФ к нему не применима. К тому же эта статья может применяться лишь при решении вопроса о предоставлении жилья по договору социального найма, а не субсидии, и органами местного самоуправления гражданам, а не военнослужащим.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В ч. 1 ст. 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы.
Статьей 53 того же Кодекса определено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Вопреки доводам жалобы, по смыслу этих правовых норм для обеспечения жильем от военного ведомства военнослужащий должен быть признан нуждающимся в жилье в соответствии ЖК РФ. Распространяются на военнослужащих и ограничения, установленные ст. 53 ЖК РФ.
Это следует из разъяснений, содержащихся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (действовавшего на момент возникновения спорного правоотношения).
В нем указано, что при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Это не противоречит правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П и от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О.
Согласно решению Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N N учетная норма площади жилого помещения в г. Ростове-на-Дону установлена 10 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Судом установлено, что Дзедиев в ДД.ММ.ГГГГ распорядился принадлежащей ему на праве собственности квартирой в "адрес", общая площадь которой составляла "данные изъяты", то есть на каждого члена семьи приходилось по "данные изъяты".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности оспариваемого решения начальника управления жилищного обеспечения. Получение заявителем указанной квартиры по наследству не влияет на этот вывод суда, так как наличие в собственности заявителя жилья по установленной норме препятствовало принятию его на жилищный учет в соответствии с ст. 51 ЖК РФ.
То, что заявитель изъявлял желание на получение жилищной субсидии, на что он ссылается в жалобе, не свидетельствует о необоснованности снятия его с жилищного учета. Выбор Дзедзиевым одного из способов реализации как военнослужащим права на жилье может быть осуществлен только в случае нуждаемости в таковом, а заявитель в течение 5 лет после отчуждения принадлежащей ему квартиры не мог быть принят на жилищный учет.
Снятие Дзедзиева с учета нуждающихся в жилье не свидетельствует о невыполнении Министерством обороны Российской Федерации заключенного с ним контракта, поскольку было произведено в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 28 мая 2014 г. по заявлению Дзедзиева Александра Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.