Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 27 августа 2014 г. по делу N 33А-1853/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре Сидоренкове К.Ю.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) - Сахарчук С.З. на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2014 г., которым удовлетворено частично заявление "данные изъяты" Столбунова Алексея Алексеевича об оспаривании действий начальника управления жилищного обеспечения, связанных с отказом в предоставлении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте постоянного жительства.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А., объяснения заявителя, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Столбунов, проходивший военную службу в должности "данные изъяты" ( "адрес") и имеющий более "данные изъяты" общей продолжительности военной службы, уволен по истечении срока контракта с оставлением на жилищном учете по последнему перед увольнением месту военной службы для обеспечения жилым помещением по избранному после увольнения месту постоянного жительства. ДД.ММ.ГГГГ он исключен из списков личного состава названной военной профессиональной образовательной организации.
ДД.ММ.ГГГГ заявителю распределено жилое помещение, расположенное в избранном после увольнения месте постоянного жительства по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты".
Решением начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N заявителю отказано в предоставлении указанного жилого помещения на том основании, что он имеет право на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, только по последнему месту военной службы - в "адрес" и без учета дополнительной общей площади жилого помещения, предусмотренной лишь для действующих преподавателей военных образовательных организаций.
Этим же решением в учетные данные заявителя в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма (далее - единый реестр), внесены соответствующие изменения.
Столбунов обратился в суд с заявлением, в котором оспорил названное решение начальника жилищного обеспечения и просил обязать указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему жилого помещения в "адрес", а также внести в единый реестр сведения о праве на обеспечение его жилым помещением в "адрес" с учетом дополнительной площади жилого помещения.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено частично.
Суд признал незаконным вышеназванное решение начальника управления жилищного обеспечения в части отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в избранном месте постоянного жительства - "адрес", возложив на него обязанность по отмене этого решения в данной части и внесению в единый реестр сведений о праве заявителя на обеспечение жилым помещением в "адрес".
В удовлетворении требования о признании незаконным оспариваемого решения в части отказа в предоставлении жилого помещения с учетом дополнительной общей площади и внесении соответствующих сведений об этом в единый реестр судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель начальника управления жилищного обеспечения просит отменить решение суда в части удовлетворенных требований и принять новое решение об отказе в удовлетворении этих требований.
В жалобе утверждается, что Столбунов имеет право на обеспечение жилым помещением только по последнему месту прохождения военной службы в "адрес", поскольку он уволен с военной службы не по одному из предусмотренных в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" льготных оснований, а в связи с истечением срока контракта с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что Столбунов проходил военную службу по контракту, заключенному до ДД.ММ.ГГГГ При общей продолжительности военной службы более "данные изъяты" он на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N уволен с военной службы по истечении срока контракта. Оснований для увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья у заявителя не имелось.
Принимая по делу решение, суд исходил из того, что положения федерального закона о праве военнослужащих, подлежащих обеспечению на весь период службы жилым помещением на общих основаниях и увольняемых по истечении срока контракта, только на жилое помещение по месту военной службы противоречат конституционному принципу равенства всех перед законом, в связи с чем наличие у заявителя права на выбор места жительства после увольнения с военной службы предполагает обязанность командования обеспечить его в этом месте жилым помещением.
Между тем такой вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков - жилые помещения на общих основаниях.
Названный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон).
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Содержание названных норм в их взаимосвязи указывает на то, что военнослужащие, заключившие контракт и назначенные после окончания военно-учебного заведения на воинские должности до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат обеспечению жилыми помещениями на общих основаниях по месту военной службы (в старой редакции закона - после пяти лет военной службы после окончания военно-учебного заведения).
Каких-либо оснований для обеспечения таких военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания не по месту военной службы в период ее прохождения не имеется.
Такое право у них возникает только при увольнении с военной службы и лишь при наличии определенных условий: при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Что касается военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы только служебным жильем, то в силу абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона таким военнослужащим в случае их признания нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставляется жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
Поскольку Столбунов на весь период военной службы подлежал обеспечению жильем для постоянного проживания по месту прохождения военной службы и у него отсутствовали вышеперечисленные в Законе основания для увольнения, оснований для обеспечения его таким жильем по избранному месту жительства в ином населенном пункте не имелось.
Ссылка суда на противоречие вышеназванных положений Закона конституционному принципу равенства всех перед законом является ошибочной.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 693-О, дифференциация в формах обеспечения жильем подлежащих увольнению с военной службы военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ и после этой даты, будучи обусловленной различиями в обеспечении их жильем в период прохождения военной службы и другими юридически значимыми обстоятельствами, не влечет отступления от конституционного принципа равенства, поскольку данный принцип, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера. Подобный подход свидетельствует о намерении законодателя обеспечить преемственность нормативного регулирования права на жилище тех военнослужащих, на которых не распространяются новые, дополнительные формы обеспечения жилищных прав, не допустив при этом снижения ранее достигнутого уровня их социальной защищенности.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о незаконности решения начальника управления жилищного обеспечения об отказе в предоставлении жилого помещения в "адрес" является неверным. В связи с этим решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2014 г. по заявлению Столбунова Алексея Алексеевича в части признания незаконным решения начальника ФГКУ " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении заявителю жилого помещения по договору "данные изъяты" в избранном после увольнения с военной службы месте постоянного жительства - "адрес", возложении на данное должностное лицо обязанности по отмене этого решения и внесению в единый реестр сведений о праве заявителя на обеспечение жилым помещением в "адрес", в связи с неправильным применением норм материального права отменить.
Принять в данной части новое решение.
В удовлетворении заявления Столбунова Алексея Алексеевича в части признания незаконным решения начальника ФГКУ " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении заявителю жилого помещения по договору социального "данные изъяты" в избранном после увольнения с военной службы месте постоянного жительства - "адрес", возложении на данное должностное лицо обязанности по отмене этого решения и внесению в единый реестр сведений о праве заявителя на обеспечение жилым помещением в "адрес", отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.