Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 16 июля 2014 г. по делу N 33А-1645/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Дегтярева И.П.,
судей - Гришина С.В.,
- Корсакова В.А.,
при секретаре - Ирининой Д.З.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части N на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2014 г., которым частично удовлетворено заявление "данные изъяты" Жукова Владимира Юрьевича об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в постановке заявителя и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Дегтярева И.П., объяснение представителя командира воинской части "данные изъяты" Эминова Р.Т. в обоснование изложенных в жалобе доводов, заявителя, возражавшего относительно этих доводов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жуков первый контракт о прохождении военной службы заключил до ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по месту прохождения военной службы.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ заявителю с составом семьи N человека отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по месту прохождения военной службы до предоставления на рассмотрение жилищной комиссии документов, свидетельствующих об отсутствии жилых помещений по предыдущим местам военной службы, а также в связи с тем, что он на указанном учете не состоял до ДД.ММ.ГГГГ
Жуков обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными эти действия командира и жилищной комиссии воинской части, возложив на них обязанность по постановке его и членов семьи на данный учет по месту прохождения военной службы.
Решением суда заявление удовлетворено частично.
Суд признал незаконным упомянутое решение жилищной комиссии воинской части и обязал командира и жилищную комиссию воинской части отметить это решение и повторно рассмотреть вопрос о постановке на указанный учет заявителя и членов его семьи.
В апелляционной жалобе представитель командира воинской части просит решение суда в связи с нарушением судом норм материального права отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления.
Податель жалобы приводит анализ Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, и указывает, что заявителю было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с непредставлением в жилищную комиссию полного пакета документов.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2 той же статьи Федерального закона жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Мнение жилищной комиссии воинской части о том, что военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1998 года и не находившиеся на жилищном учёте до 1 марта 2005 года, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма только в органах местного самоуправления по месту жительства, является ошибочным.
В абзаце втором п. 2 вышеназванной статьи Федерального закона указано, что в таком порядке подлежат обеспечению жильем лишь граждане, уволенные с военной службы и до 1 января 2005 года принятые на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заявитель к такой категории граждан не относится, так как он является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а следовательно, в случае нуждаемости в предоставлении жилого помещения подлежит обеспечению жильем тем органом исполнительной власти, в котором он проходит военную службу.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих внутренних войск МВД России определен в утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N N, в п. N которой предусмотрено, что военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа в постановке заявителя на жилищный учет по тому основанию, что он с просьбой о постановке на данный учет обратился впервые позднее даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и не представил в жилищную комиссию сведения о постановке его на жилищный учет по предыдущему месту службы до 1 марта 2005 г.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно абзацев 2, 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учётом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военном службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Вопреки доводам жалобы, из материалов дела видно, что заявителем в жилищную комиссию представлены документы, свидетельствующие о том, что он и члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Кроме того, им представлены документы о сдаче квартирно-эксплуатационным органам ранее предоставленного жилого помещения.
Члены семьи заявителя зарегистрированы по предыдущему месту военной службы в г. "адрес"
Требование жилищной комиссии о предоставлении заявителем акта проверки жилищных условий не основано на законе, поскольку является компетенцией этого органа.
С учётом изложенных обстоятельств гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о том, что обжалуемое решение жилищной комиссии об отказе в признании заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является незаконным.
Кроме того, судом первой инстанции на командира и жилищную комиссию воинской части возложена обязанность повторного рассмотрения вопроса о принятии заявителя на указанный учет.
Руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Грозненского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2014 г. по заявлению Жукова Владимира Юрьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.