Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Малькова А.Г.,
судей: Холиковой Е.А., Ивановой О.А.,
при секретаре Смородиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Смоленска на решение Промышленного районного суда Смоленской области от 21 мая 2014 года.
Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., объяснения Тимошенковой В.Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Тимошенкова В.Г. обратилась в суд с иском к администрации г. Смоленска о внеочередном предоставлении жилого помещения. Просила суд признать за ней право быть обеспеченной с составом семьи шесть человек жилым помещением во внеочередном порядке по договору социального найма по норме предоставления и обязать администрацию г. Смоленска предоставить ей с составом шесть человек во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение по норме предоставления. В обоснование иска указала, что ее "данные изъяты" Тимошенкову В.П. на состав семьи из пяти человек предоставлено жилое помещение площадью "данные изъяты" кв.м. по адресу: ... , Указанный дом признан аварийным и бездействие администрации г. Смоленска нарушает жилищные права ее и членов семьи. Кроме того, считает, что при переселении ее семье должно быть предоставлено жилое помещение по нормам предоставления (15 кв.м. на 1 человека), поскольку она, имея статус многодетной матери, состояла на учете нуждающихся в жилом помещении по месту работы в Смоленском хлебобулочном кондитерском комбинате (в настоящее время ЗАО "Хлебопек").
В судебном заседании истица Тимошенкова В.Г. и ее представитель Майкова М.В. заявленные требования поддержали.
Представитель администрации г. Смоленска в судебном заседании иск не признала, указав, что у истицы возникло право на внеочередное предоставление ей и членам ее семьи взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения, однако не по норме предоставления, а равнозначного по площади ранее занимаемому жилому помещению.
Представитель третьего лица ЗАО "Хлебопек" Лощаков А.В. указал, что ЗАО "Хлебопек" не располагает сведениями о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения и о постановке на учет в 1981 году Тимошенкова В.П., и в 1988 году - Тимошенковой В.Г. по месту работы в Смоленском хлебобулочном кондитерском комбинате, а равно как и сведениями о снятии их с такого учета.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц Тимошенковой С.В., Тимошенкова В.В., Тимошенкова В.П., извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 21.05.2014 требования Тимошенковой В.Г. удовлетворены частично. Суд обязал администрацию г. Смоленска предоставить вне очереди Тимошенковой В.Г., и членам ее семьи Тимошенкову В.П., Тимошенковой С.В., Тимошенкову Д.В., Тимошенкову В.В., Тимошенковой К.В. взамен признанного аварийным жилого помещения по адресу: ... , другое благоустроенное жилое помещение в городе Смоленске, общей площадью не менее ранее занимаемого "данные изъяты" кв.м., состоявшего из не менее 2-х комнат, по договору социального найма.
В апелляционной жалобе администрация г. Смоленска просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд вышел за рамки заявленных требований и фактически рассмотрел требования, которые истицей не заявлялись.
В силу требований ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 2, 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п. 1, 9 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
учет муниципального жилищного фонда;
осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в том, числе, если жилое помещение признано непригодным
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение в связи с тем, что дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании ордера N от (дата) АООТ "Хлебопек" Тимошенкову В.П. на состав семьи из пяти человек (он, "данные изъяты" Тимошенкова Т.Г., "данные изъяты" Тимошенкова СВ., "данные изъяты" Тимошенков О.В., "данные изъяты" Тимошенков В.В.) предоставлено жилое помещение площадью "данные изъяты" кв.м., состоящее их двух комнат в четырехкомнатной коммунальной квартире по адресу: ...
По данным Смоленского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на (дата) , указанная квартира не приватизирована и состоит из четырех жилых комнат, площадью "данные изъяты" кв.м., "данные изъяты" кв.м., "данные изъяты" кв.м., "данные изъяты" кв.м. Общая площадь квартиры - "данные изъяты" кв.м., в том числе, жилая - "данные изъяты" кв.м., в том числе жилое помещение общей и жилой площадью "данные изъяты" кв.м. (комнаты "данные изъяты" кв.м. и "данные изъяты" кв.м.).
В квартире N дома N по ул. ... в комнатах площадью "данные изъяты" кв.м. и "данные изъяты" кв.м. (по лицевому счету - общая площадь квартиры, приходящаяся на семью истца - "данные изъяты" кв.м., жилая - "данные изъяты" кв.м.) зарегистрированы: Тимошенкова В.Г., Тимошенков В.П. ( "данные изъяты"), Тимошенкова С.В. ( "данные изъяты"), Тимошенков Д.В. ( "данные изъяты"), Тимошенков В.В. ( "данные изъяты"), Тимошенкова К.В., (дата) г.р. ( "данные изъяты").
Постановлением администрации г. Смоленска от 15.12.2010 N803-адм жилой дом N по ул. ... признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлено производить переселение граждан из аварийных многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и в соответствии с долгосрочной целевой программой "Подготовка к празднованию 1150-летия города Смоленска" на 2010-2013 годы.
Дом N по улице ... включен в программу по переселению граждан из ветхого, и аварийного жилищного фонда в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Подготовка к празднованию 1150-летия города Смоленска", утвержденной постановлением Администрации города Смоленска от 20.01.2010 N 33-адм.
Постановлением администрации г. Смоленска от 18.10.2013 N1825-адм продлен срок действия муниципальной программы "Подготовка к празднованию 1150-летия города Смоленска" на 2010-2013 годы, утвержденной постановлением администрации г. Смоленска от 20.01.2010 N33-адм, до 31.12.2014.
Частично удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности по предоставлению истице и членам ее семьи вне очереди жилого помещения и решении вопроса о размере предоставляемого ей жилого помещения, суд учел положения ст.ст. 57, 89 ЖК РФ, согласно которых предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, с учетом представленных доказательств, пришел к правильному выводу о том, что истице и членам ее семьи должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому в пределах г. Смоленска.
Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения правомерно возложена на администрацию г. Смоленска, в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также суд правомерно отклонил довод истицы о том, что ее семье должно быть предоставлено жилое помещение по нормам предоставления, а не равнозначно по площади ранее занимаемому жилому помещению, поскольку по месту работы - Смоленском хлебобулочном кондитерском комбинате она была принята на учет для получения жилья как многодетная мать, в связи с тем, что в силу ст. 56 ГПК РФ истицей не представлено доказательств того, что она ранее признавалась малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Смоленска о нарушении судом нормы процессуального права и выходе за пределы исковых требований, об изменении по своей инициативе предмета и основания иска, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения по следующим основаниям.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не влияют на правильность принятого решения, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Решение суда следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, постановленным с учетом всех доводов сторон и представленных доказательств.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда Смоленской области от 21 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Смоленска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.