Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Поповой М.Н.,
судей Токмачевой Н.И., Мудрой Н.Г.,
при секретаре Князь Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Бондаревой Елены Валерьевны на решение Ленинского районного суда ЕАО от 09.07.2014, которым постановлено:
В удовлетворении требований Бондаревой Елены Валерьевны о признании незаконным отказа администрации МО "Амурзетское сельское поселение" о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, имеющих право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, отказать.
Заслушав доклад судьи Поповой М.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бондарева Е.В. обратилась в суд с заявлением к администрации МО "Амурзетское сельское поселение" (далее - администрация) о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, имеющих право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Указала, что " ... " она обратилась с аналогичным заявлением в администрацию, в удовлетворении которого ей было отказано. Свой отказ администрация мотивировала тем, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: " ... ", " ... ", с. " ... ", ул. " ... ", д. " ... ", кв. " ... ", она стала " ... ", то есть после чрезвычайной ситуации.
Полагает, что в соответствии с п. 10 Порядка предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта повреждённых жилых помещений (далее Порядок), факт регистрации права собственности на жилое помещение после чрезвычайной ситуации, не является основанием для отказа во включении в данный список.
Просила признать незаконным отказ администрации во включении в список граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта повреждённого жилого помещения, и обязать включить её в данный список пострадавших граждан.
В судебном заседании Бондарева Е.В. заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Пояснила, что в соответствии со ст. 1 закона ЕАО "О мерах государственной поддержки муниципальных образований Еврейской автономной области и граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году" от 21.10.2013 N 363-ОЗ (далее закон ЕАО N 363-ОЗ) право на получение мер государственной поддержки имеют граждане РФ, по состоянию на 07.08.2013 постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории области в 2013 году, и (или) члены их семей, совместно проживавшие с ними в этих жилых помещениях по состоянию на указанную дату.
Решением Ленинского районного суда ЕАО от " ... " установлен факт ее постоянного проживания вместе дочерью по адресу: " ... ", " ... ", с. " ... ", ул. " ... ", д. " ... ", кв. " ... ". Указанный жилой дом пострадал в результате наводнения в 2013 году, что подтверждается актами обследования. Жилье признано непригодным для проживания и требующим капитального ремонта. Она имеет на праве собственности жилое помещение в с. " ... " " ... ", но выплаты в отношении данного жилого помещения не получала.
Представитель заинтересованного лица администрации МО "Амурзетское сельское поселение" Кибирев С.Е. возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что законодательством предусмотрена социальная поддержка граждан в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта повреждённого жилого помещения при отсутствии у пострадавшего другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
Все выплаты компенсационного характера заявительнице произведены, в том числе по " ... " рублей и по " ... " рублей, выдавалась сельхозпродукция в виде гуманитарной помощи. Администрация не может включить Бондареву Е.Е. в соответствующие списки, так как у неё в собственности имеется другое жилое помещение.
В обязанности администрации входит сбор документов от пострадавших и направление их в ОГКУ " " ... "". Обращения Бондаревой Е.В. рассматривались в рамках закона ЕАО N 363-ОЗ. После оформления правоустанавливающих документов на жилое помещение заявительницу направили на согласительную комиссию, которая порекомендовала включить её в указанный список. В " ... " " ... " года получен ответ ОГКУ " " ... "", согласно которого у Бондаревой Е.В. имеется другое жилое помещение, в связи с чем администрация подготовила ответ заявительнице об отказе во включении в список на получение денежных средств на проведение капитального ремонта.
В апелляционной жалобе Бондарева Е.В. просила решение Ленинского районного суда ЕАО от 09.07.2014 отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Указала, что вопрос о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуацией, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, для получения социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений регулируется рядом законодательных актов ЕАО, введённых в действие в разные сроки.
Полагает, что суд неправомерно применил закон ЕАО "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году" от 17.03.2014 N 477-ОЗ. Суду при вынесении решения следовало руководствоваться законом ЕАО от 21.10.2013 N 363-ОЗ и постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 N 538-пп, действовавшим в редакции до 04.03.2014.
В возражение на апелляционную жалобу глава администрация МО "Амурзетское сельское поселение" Ш. сослался на доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции.
Заявительница Бондарева Е.В., представитель заинтересованного лица администрации МО "Амурзетское сельское поселение" в апелляционную инстанцию не явились, о месте и времени слушания в суде ЕАО извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно ч. 1 ст. 18 названного закона граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Указом Президента РФ от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству РФ предписано принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (в редакции от 21.10.2013) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края финансовых средств для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
Согласно п. 6 указанных Правил трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 1 закона ЕАО от 17.03.2014 N 477-ОЗ "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году" право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 07.08.2013.
Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 N 538-пп утвержден Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Пунктом 10 Порядка предусмотрены основания для отказа во включении в список лиц, имеющих права на получение данного вида социальной поддержки, в том числе наличие иного пригодного для проживания жилья в соответствии с социальными и санитарными нормами.
Из материалов дела установлено, что решением главы администрации Октябрьского муниципального района ЕАО N " ... " от " ... " года "О введении режима чрезвычайной ситуации и мерах по защите населений и территории Октябрьского муниципального района" с 15 часов " ... " года на территории Октябрьского муниципального района ЕАО введен режим чрезвычайной ситуации в связи крупномаштабным наводнением.
С " ... " на основании договора купли-продажи Бондарева Е.В. имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: " ... ", " ... ", с. " ... ", ул. " ... ", д. " ... ", кв. " ... ", и зарегистрирована по указанному адресу.
Также в собственности заявительницы с " ... " по договору дарения находится квартира N " ... " по адресу: " ... ", " ... ", с. " ... ", ул. " ... ", д. " ... ". Решением Ленинского районного суда ЕАО от " ... " установлен факт ее проживания в данном жилом помещении с " ... " года.
Указанный дом попал в зону подтопления, что подтверждается постановлением правительства ЕАО от 28.11.2013 года N 636-пп "О внесении изменений в постановление правительства Еврейской автономной области от 30.09.2013 года N 511-пп "Об установлении границ подтопленных (затопленных) территорий Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году".
Согласно заключению межведомственной комиссии, созданной по распоряжению администрации МО "Амурзетское сельское поселение", от " ... " жилое помещение по адресу: " ... ", " ... ", с. " ... ", ул. " ... ", д. " ... ", кв. " ... " признано непригодным для проживания, подлежащим капитальному ремонту.
" ... " администрацией МО "Амурзетское сельское поселение" отказано Бондаревой Е.В. во включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, имеющих право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, т.к. собственником указанного жилого помещения на " ... " являлась Б.
" ... " администрацией вновь отказано Бондаревой Е.В. во включении в соответствующий список, т.к. собственником жилого помещения она стала после чрезвычайной ситуации - " ... ".
" ... " администрация сообщила Бондаревой Е.В., что ОГКУ " " ... "" ей отказано о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, имеющих право на получение социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, т.к. у неё в собственности имеется еще одно жилое помещение, расположенное по адресу: " ... ", " ... ", с. " ... ", ул. " ... ", д. " ... ", кв. " ... ".
Судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявительницы, поскольку вышеуказанным законодательством не предусмотрено право на получение денежных средств для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений лиц, имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Данных о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: " ... ", " ... ", с. " ... ", ул. " ... ", д. " ... ", кв. " ... ", не пригодно для проживания, в материалах дела не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела суд должен был руководствоваться законом ЕАО от 21.10.2013 N 363-ОЗ и постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 N 538-пп, действовавшим в редакции до 04.03.2014, является несостоятельным.
Такое условие для включения в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, на выплату денежных средств на проведение капитального ремонта пострадавшего жилья как отсутствие иного пригодного для проживания жилья, предусмотрено федеральным законодательством - Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 923, которым утверждены изменения в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Следовательно, нормы законодательства субъекта Российской Федерации, противоречащие положениям федерального законодательства, не подлежат применению.
Решением Верховного Суда РФ от 16.06.2014 п. 6 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края финансовых средств для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, утвержденных названным Постановлением, признан не противоречащим законодательству Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает решение законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда ЕАО от 09.07.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Бондаревой Елены Валерьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.