Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Вороной Н.Л.,
судей: Гудожникова Д.Н., Степановой М.Г.,
при секретаре: Щербины О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации сельского поселения Болчары к Барауля Р.Е., Барауля Г.И. о понуждении заключить договор безвозмездной передачи жилого помещения в муниципальную собственность,
третьи лица Отдел жилищной политики администрации Кондинского района, Барауля Ю.Г., Барауля Ю.Г.,
по апелляционной жалобе ответчика Барауля Р.Е. на решение Кондинского районного суда от 09.06.2014 г., которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Обязать Барауля Р.Е., Барауля Г.И. заключить с администрацией сельского поселения Болчары договор безвозмездной передачи в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес).
Взыскать с Барауля Р.Е. в доход бюджета муниципального образования Кондинский район государственную пошлину "данные изъяты" руб.
Взыскать с Барауля Г.И. в доход бюджета муниципального образования Кондинский район государственную пошлину "данные изъяты" руб.".
Заслушав доклад судьи Степановой М.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация сельского поселения Болчары (далее- истец) обратилась в суд с иском к Барауля Р.Е., Барауля Г.И. (далее- ответчики) о понуждении заключить договор безвозмездной передачи в муниципальную собственность жилого помещения по адресу: (адрес).
Требования мотивированы тем, что в рамках программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" подпрограммы "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из Ханты- Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям", ответчикам предоставлена государственная поддержка в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, с использованием которой они приобрели квартиру, расположенную по адресу: (адрес). В силу нормативных актов ХМАО-Югры обязательным условием получения субсидии является сдача в муниципальную собственность занимаемого жилого помещения, в связи с чем между муниципальным образованием и ответчиком Барауля Р.Е. 26.11.2007 г. был заключен предварительный договор N4 о безвозмездной передаче в муниципальную собственность жилого дома и земельного участка по адресу: (адрес) принадлежащих на праве собственности Барауля Р.Е Кроме этого ими подписано обязательство об освобождении указанного жилого дома. При этом, ответчики свои обязательства по освобождению спорных объектов недвижимости и передаче в муниципальную собственность не выполняют, уклоняются от заключения основного договора безвозмездной передачи жилого помещения.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчиков, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчиков и третьих лиц Моталина Л.Е. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что в обязательстве все 5 человек дали согласие на передачу жилого помещения в муниципальную собственность с условием предоставления субсидии на всех членов семьи. При этом, субсидия предоставлена только на ответчиков. Указанные в обязательстве лица приобрели самостоятельное право проживания в жилом помещении. Истцом пропущен срок исковой давности предъявления требований.
Суд постановил выше изложенное решение.
С апелляционной жалобой на решение суда обратился ответчик Барауля Р.Е., просит решения суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что иск предъявлен неуполномоченным лицом, поскольку администрация с.п. Болчары субсидию на приобретение жилья не предоставляла. Кроме того, у администрации не имелось полномочий заключать предварительный договор. Помимо ответчиков в жилом помещении зарегистрированы дочь, сноха, внук, которые не участвовали в приватизации квартиры, ввиду чего приобрели право бессрочного проживания в указанном помещении. Ссылается на пропуск истцом исковой давности для обращения в суд.
Возражая против апелляционной жалобы, истец администрация с.п. Болчары, третье лицо Отдел жилищной политики администрации Кондинского района, просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, истец администрация с.п. Болчары, ответчики Барауля Р.Е., Барауля Г.И., третьи лица отдел жилищной политики администрации Кондинского района, Барауля Ю.Г., Ю.Г. письменными уведомлениями.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из пояснения сторон следует, что ответчики получили жилищную субсидию на строительство квартиры в г. Тюмени.
Указанная субсидия была выделена им в рамках программы "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" подпрограммы "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям".
Одним из условий участия в подпрограмме является безвозмездная передача в собственность муниципального образования занимаемого гражданином жилого помещения, принадлежащего ответчикам на праве собственности.
Барауля Г.И. и Барауля Р.Е. являются собственниками жилого дома по адресу: с. Болчары ул. Ленина д. 32 (л.д.23,24).
Учитывая приведённое выше требование подпрограммы, между сторонами 26.11.2007 г. заключён предварительный договор о безвозмездной передаче ответчиками в собственность муниципального образования п. Болчары жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: п (адрес) (л.д. 11-13).
В соответствии с п. 3.4 договора получатель субсидии и лица, учитываемые при определении размера субсидии в случае заключения договора о строительстве жилья, в течение 2 месяцев с даты сдачи построенного жилья в эксплуатацию обязаны осуществить в установленном порядке регистрацию права собственности на построенное жилое помещение, сняться с регистрационного учета по месту жительства, освободить занимаемое жилье и передать жилое помещение муниципальному образованию в соответствии с настоящим договором. Получатель субсидии обязан в течение 5 календарных дней после ввода построенного жилья в эксплуатацию уведомить муниципальное образование о вводе построенного жилья в эксплуатацию.
07.12.2007 г. Барауля Р.Е., а также совершеннолетние члены семьи, в том числе ответчик Барауля Г.И. дали обязательство при получении квартиры в рамках реализации региональной программы "Переселение ... " об освобождении занимаемого жилого помещения по адресу: с. Болчары, ул. Ленина, дом N 32 ( л.д. 14).
Согласно условия п. 3.4 договора у истца возникает право требовать от ответчика заключить основной договор по передаче прежнего жилья с момента исполнения ответчиком обязанности по уведомлению истца о вводе дома в эксплуатацию, снятию с регистрационного учета по прежнему месту жительства и передаче истцу прежнего жилого помещения.
Как следует из материалов дела, ответчик, принятые на себя обязательства условиями программы, предварительным договором и условиями обязательства от 07.12.2007 не выполнил, не сообщил истцу о вводе дома в эксплуатацию, не снялся с регистрационного учета по месту жительства в с. Болчары и не передал истцу спорное жилое помещение. Истец о вводе дома в эксплуатацию и о регистрации ответчиком права собственности на квартиру, приобретенную в г. Тюмени узнал 31.01.2014. С иском в суд о понуждении ответчика заключить основной договор обратился 11.04.2014, после соблюдения процедуры добровольного урегулирования спора, предложения ответчику заключить основной договор.
Поскольку право требовать заключения основного договора и передачи жилья у истца возникает с момента исполнения ответчиком перечисленных обязанностей, которые им не были исполнены, срок обращения истца в суд нельзя полагать пропущенным. Ответчик не исполнив обязательства, принятые на себя условиями программы по переселению об извещении истца о вводе дома в эксплуатацию и о регистрации права собственности на объект строительства, злоупотребляет своими правами, что недопустимо и в силу ст. 10 ГК РФ защите не подлежит.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.01.2014 г. зарегистрировано право общей долевой собственности Барауля Г.И. и Барауля Р.Е. на квартиру в многоквартирном жилом доме в г. Тюмени, дата государственной регистрации 13.11.2012 (л.д. 21-22).
04.12.2013 г. и 28.03.2014 г. Барауля Р.Е. истцом вручено письмо о необходимости явиться в администрацию с.п. Болчары для оформления передачи в собственность муниципального образования спорного жилого помещения в связи с приобретением в общую долевую собственность ответчиков квартиры в г. Тюмени на предоставленные средства субсидии ( л.д. 16-19).
Ответчики не оспаривают, что на полученную Барауля Р.Е. субсидию приобретено жилое помещение в г. Тюмени. Однако, в нарушение п. 3.4 предварительного договора не поставили администрацию в известность, не предоставили документов, подтверждающих возникновение права собственности на жилое помещение в г. Тюмени.
До настоящего времени основной договор не заключен, жилой дом и земельный участок - объекты безвозмездной передачи - остаются в собственности ответчиков.
Статьей 21 программы "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" предусмотрено, что с гражданином, проживающим в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, заключается предварительный договор о безвозмездной передаче этого жилого помещения в собственность муниципального образования. Исполнение указанного договора осуществляется гражданином в двухмесячный срок после приобретения жилого помещения, а при заключении договора долевого участия в строительстве - в течение двух месяцев с момента сдачи дома в эксплуатацию.
Согласно п.1 ст.429 Гражданского кодекса РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказания услуг (основной договор), на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Если одна сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, в силу п.5 указанной статьи применяется п.4 ст.445 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в подобных случаях другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Ответчики приобрели в общую долевую собственности квартиру в г. Тюмени за счет предоставленных мер государственной поддержки в виде субсидии. При этом, обязанность по исполнению предварительного договора о безвозмездной передаче жилого помещения в установленные сроки не исполнили.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на ответчиков обязанности по заключению с администрацией основного договора безвозмездной передачи жилого помещения в муниципальную собственность, поскольку обязанность по передаче спорного жилого дома в собственность истца может быть исполнена только при заключении сделки по отчуждению имущества.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ответчики и члены их семьи, зарегистрированные в спорном жилом помещении и давшие обязательство по передаче спорного жилья истцу с момента приобретения ответчиками права собственности на построенный объект в рамках переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям обязаны исполнить взятые на себя обязательства.
Предварительный договор и обязательство по передаче жилого помещения не признаны недействительными, они заключены добровольно, исходя из добровольности участия в программе по переселению. Участники программы вправе отказаться от участи в программе и ставить вопрос о расторжении заключенного договора с возвращением полученных в рамках программы средств на переселение. Получив поддержку по переселению, согласно условий программы, обязаны их выполнять. Уклонение от выполнения взятых на себя обязательств направлено на злоупотребление правом.
Предоставление субсидии в рамках названной Подпрограммы регулируются также Положением о порядке предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 2 июня 2005 года N 99-п (далее - Положение).
Целью Подпрограммы 5 является оказание государственной поддержки в виде безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, выезжающим из автономного округа в субъекты Российской Федерации не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Жилищная субсидия предоставляются только тем участникам Подпрограммы, которые выезжают из автономного округа в указанные районы (п.1. п.3 ст. 20).
Согласно п.4.2, п. 5.3 Положения, предоставление субсидии возможно при условии заключения с гражданином, проживающим в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, по договору социального найма, коммерческого найма и найма специализированного жилого помещения, предварительного договора о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; а с гражданином, проживающим в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений - предварительного договора о безвозмездной передаче этого помещения в собственность муниципального образования.
Предварительные договоры о расторжении договора социального найма или о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования и освобождении занимаемого жилого помещения заключаются со всеми совершеннолетними членами семьи. Предварительные договоры, заключенные в соответствии с настоящим пунктом, должны содержать условие о том, что расторжение договора социального найма или заключение договора о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования осуществляется в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья (при заключении договора долевого участия в строительстве жилья - в течение 2 месяцев с момента сдачи дома в эксплуатацию).
Из анализа приведенных положений следует, что на законодательном уровне предусмотрен механизм получения гражданами субсидии исключительно под условием сдачи в муниципальную собственность занимаемых ими жилых помещений.
Применительно к рассматриваемому спору, условием получения ответчиками субсидии на приобретение жилья является безвозмездное отчуждение принадлежащего им на праве собственности жилого помещения в п. Болчары, из которого они желают выехать в г. Тюмень.
Указанный вывод согласуется и с положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Так в силу ст. 6 указанного Закона условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат (ст.6).
Участие в Подпрограмме 5 является добровольным (п. п.2.1 Положения), что предполагает безусловное согласие лица, изъявившего в ней участвовать, с её условиями и необходимость исполнения данных условий.
Таким образом, обязательство ответчиков об освобождении спорного жилого помещения во взаимосвязи с предварительным договором, заключённым в рамках приведённого законодательства, по сути, означает отказ от жилого дома в пользу муниципального образования.
Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу ст.310 Кодекса односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
С учётом изложенного после приобретения ответчиками жилого помещения с участием выделенной субсидии спорное жилое помещение должно было быть не только освобождено ответчиками, но и передано истцу в соответствии с приведённым законодательством на основании взятого на себя обязательства.
Обязанность по передаче жилого помещения в собственность иного лица влечет за собой прекращение права собственности на данный объект с утратой всех принадлежащих прав, предусмотренных ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вопрос о выселении не ставился, поэтому обоснованно не учтены доводы о праве проживания лиц, зарегистрированных на момент приватизации квартиры ответчиками.
Госпошлина с ответчиков правильно взыскана по "данные изъяты" руб. с каждого, поскольку подлежит исчислению по ставке для юридических лиц в размере "данные изъяты" руб. по требованию неимущественного характера, так как истцом является юридическое лицо. В связи с удовлетворением иска, госпошлина, от уплаты которой был освобожден истец, подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 327- 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кондинского районного суда от 09.06.2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Барауля Р.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Вороная Н.Л.
Судьи:
Гудожников Д.Н.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.