Судебная коллегия по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Наумова И.В.,
судей коллегии Бреевой С.С., Рахимкуловой Н.Р.
при секретаре Перепелица Н.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Новый Уренгой Середа О.В. на заочное решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2014 года, которым постановлено:
Иск Коровина С.Л., Коровиной С.Л., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой от 26 декабря 2013 года молодой семье Коровиных в выдаче свидетельства на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Обязать Департамент городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой выдать молодой семье Коровина С.Л., Коровиной С.Л., ФИО1 свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья с учетом утвержденной среднерыночной стоимости жилья на момент выдачи свидетельства в рамках подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" окружной, долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года N 535-П.
Восстановить молодую семью Коровина С.Л., Коровиной С.Л., ФИО1 в списках молодых семей- претендентов на получение указанной социальной выплаты в 2014 году и обязать ответчика перечислить указанную социальную выплату.
Заслушав доклад судьи Суда ЯНАО Бреевой С.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Коровин С.Л. и Коровина С.Л., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратились в суд с иском к Департаменту городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, возложении обязанности по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты и восстановлении семьи в списках молодых семей, претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году.
Требования мотивированы тем, что истцы состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ имеют сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. В 2012 году их семья обратилась к ответчику с заявлением о включении в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в связи с приобретением жилья в составе участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее Окружная подпрограмма). 8 февраля 2013 года ответчик сообщил о включении их семьи в состав молодых семей - участниц мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям Окружной подпрограммы в 2013 году.
11 мая 2012 года между истцами и ООО "Баугрупп-Строй" был заключен договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве N1 от 25.08.2011 года с использованием кредитных средств на объект долевого строительства - трёхкомнатную квартиру N, 5-ю на площадке, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенную на третьем этаже в секции N многоквартирного жилого дома N по адресу: "адрес". 11 мая 2012 года заключен кредитный договор с ОАО "Сбербанк России".
30 ноября 2013 года ответчик выдал им свидетельство о праве на получение социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту; предоставлена социальная выплата в размере 729 680 рублей 72 копейки. Однако 26 декабря 2013 года в получении социальной выплаты было отказано на основании п. 1.2. Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО (в связи с заключением договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве с юридическим лицом). Полагают, отказ ответчика необоснованным, нарушающим их права и интересы.
Истцы в судебном заседании при рассмотрении дела участия не принимали, извещены, направили представителя Десятниченко О.Е., которая заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой при рассмотрении дела не присутствовал. Возражений относительно иска суду представлено не было.
Представитель третьего лица Администрации г. Новый Уренгой Середа О.В. возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента, в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом принято вышеуказанное заочное решение, с которым не согласна представитель Администрации г. Новый Уренгой Середа О.В., в апелляционной жалобе просит заочное решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что названная социальная выплата не может быть предоставлена семье Коровиных, так как приобретенное ими жилое помещение не отвечает требованиям, изложенным в п. 1.2 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 N 535-П (в связи с заключением договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве с юридическим лицом).
Стороны, а также третьи лица о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции были извещены своевременно и надлежащим образом, участие в судебном заседании не принимали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, путём предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Постановлением Правительства ЯНАО от 18 ноября 2010 года N 383-П "Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" была принята подпрограмма "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", в том числе для улучшения жилищных условий молодых семей. В целях реализации указанной подпрограммы, постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года N 535-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе.
Из материалов дела следует, что 16.07.2012 года семья Коровиных обратилась в Администрацию г. Новый Уренгой с заявлением о включении их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в связи с приобретением жилья в составе участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Решением Главы г. Новый Уренгой от 24.07.2012 года молодая семья Коровиных после проведения экспертизы представленных документов была признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках Окружной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (л.д.23).
11 мая 2012 года между Коровиным С.Л., Коровиной С.Л. с одной стороны и ООО "Байгрупп - Строй" с другой стороны был заключен договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве от 25.08.2011г. N с использованием кредитных средств на объект долевого строительства - трёхкомнатную квартиру N, 5-ю на площадке, общей площадью 66,2 кв.м, расположенную на третьем этаже в секции N многоквартирного жилого дома N по адресу: "адрес", согласно которому стоимость вышеуказанной квартиры составила 4 700 200 рублей. При этом 500200 рублей истцы оплатили за счет собственных средств при подписании договора, а 4200 000 рублей - за счет кредитных средств ОАО "Сбербанк России".
30.09.2013 года Департаментом городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой принято решение о выдаче семье Коровиных свидетельства на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (л.д.20,21). В этот же день молодой семье Коровиных выдано свидетельство серии МС-0 N 0211 о праве на получение социальной выплаты в сумме 729 680 рублей 72 копейки на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, сроком действия до 01.12.2013 включительно (л.д. 18).
Между тем 26 декабря 2013 года семье истцов было отказано в предоставлении вышеуказанной социальной выплаты по причине того, что выплата не может быть выдана семье, которая, в нарушение пункта 1.2 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, заключила договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве с юридическим лицом.
Разрешая спор, суд, оценив представленные сторонами доказательства, проведя анализ действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований искового заявления. Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.
Социальные выплаты, предоставляемые молодым семьям, в рамках Окружной подпрограммы являются мерами дополнительной государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий за счет средств окружного бюджета (п. 1.2 Постановления Правительства от 27.12.2010 N535-П "Об утверждении порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительства) жилья молодым семьям в ЯНАО").
Подпунктом "д" пункта 1.2 указанного Порядка установлено, что социальные выплаты могут быть использованы на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по кредитам или займам, направленным на приобретение жилых помещений по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в капитальном исполнении или уступке прав требований по такому договору, заключенному с физическим лицом.
Таким образом, по смыслу "окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", социальная выплата носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.
Следует также отметить, что целью предоставления социальной выплаты является стимулирование и закрепление положительных тенденций в изменении демографической ситуации в стране, что согласуется с Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), в силу которой государства - участники Конвенции, включая Российскую Федерацию, обязуются поддерживать в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей программы оказания помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, особенно в отношении обеспечения жильем (п. 3 ст. 27).
В данных обстоятельствах региональный законодатель, вводя рассматриваемое ограничение (заключение договоров только с физическими лицами), фактически необоснованно ограничивает круг молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение социальной выплаты и их правовые возможности, ставя в неравное положение участников данной программы, что свидетельствует о нарушении конституционного принципа равенства всех перед законом.
Более того, данное условие незаконно вторгается в область гражданско-правовых отношений и ограничивает их участников в свободе заключения договоров.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2,18 Конституции РФ).
В силу части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом, что означает одинаковый подход, правовое равенство при решении вопроса о правах граждан, а также об условиях реализации приобретенных прав, одинаковое позитивное действие системы законодательства.
Очевидно, что изложенное подтверждает правильность выводов суда первой инстанции о наличии у молодой семьи истцов права на получение социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту и отказ ответчика в выдаче истцам спорного свидетельства правомерно признан судом незаконным.
В этой связи позиция апеллятора об обратном является ошибочной.
Иные доводы жалобы существенного значения для существа рассматриваемого спора не имеют, основаны на неправильном толковании положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, с учетом доводов жалобы, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда не усматривает.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна: судья С.С. Бреева
секретарь С.П. Сазанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.