Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.
судей коллегии Мочаловой Н.В. и Зотиной Е.Г.
при секретаре Минаковой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителей администрации МО г. Ноябрьск и Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2014 года, которым постановлено:
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Ноябрьск, выразившееся в не уведомлении Лобановской Г.П. как участника программы "Сотрудничество" о необходимости ежегодно предоставлять заявление о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
Восстановить Лобановскую Г.П., в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество" по дате первоначального заявления.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мосиявич С.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лобановская Г.П. обратилась в суд с иском к администрации МО г. Ноябрьск и Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество". В обоснование исковых требований указала, что с 2005 года являлась участником программы "Сотрудничество". В апреле 2014 года она получила от ответчика уведомление об исключении из списков участников программы, поскольку в период заявочной компании ею не было представлено соответствующее заявление. О внесении изменений в Положение о реализации программы "Сотрудничество" в части необходимости ежегодно представлять заявление о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты, она извещена не была.
В судебном заседании истец Лобановская Г.П. и её представитель Крицкая О.Н. на удовлетворении иска настаивали.
Представитель НГДИ Администрации МО г. Ноябрьск ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном письменном отзыве пояснил, что орган местного самоуправления обязан разместить соответствующую информацию в доступных для граждан местах для всеобщего обозрения, что и было сделано.
Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО представлен отзыв на иск, содержание которого согласуется с позицией Администрации. В возражениях также обращено внимание суда на приостановление действия разделов Положения, предусматривающих реализацию программы, в связи с отсутствием финансирования до 31 декабря 2014 года.
Суд принял вышеуказанное решение, с которым не согласны ответчики, в лице своих представителей. В апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушений судом норм материального и процессуального закона. В жалобах указывается на соблюдение процедуры уведомления, посредством размещения информации в общедоступном месте и публикации в средствах массовой информации.
Истцом представлены возражения на апелляционные жалобы, согласно которым обжалуемое решение законно и обоснованно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в 2005 году истец была включена в список участников программы "Сотрудничество" для приобретения жилья в г. Тюмени и населенных пунктах юга Тюменской области под номером 303.
Приказом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 13 февраля 2014 года N 35-ОД Лобановская Г.П. была исключена из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
Основанием для исключения истца из списков послужило то обстоятельство, что она в ходе заявочной компании, проводимой в период с 1 января по 1 июля 2013 года, не подала заявление о выделении социальной выплаты в планируемом году. О проведении заявочной компании участники программы были уведомлены через СМИ.
Правительством ЯНАО 27 июня 2011 года утверждено Положение N 437-П "О реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области".
В соответствии с пунктом 2.10 Положения (подпункт ж), граждане подлежат исключению из окружного списка в случае непредставления заявления о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что ответчиками Лобановская не была извещена о начале заявочной компании.
Согласно п. 2.8. Положения, органы местного самоуправления письменно уведомляют граждан по форме согласно приложению N 5 к Положению.
Уведомление выглядит следующим образом.
Обращаю Ваше внимание, что ежегодно с 1 января по 1 июля Вам необходимо представлять в органы местного самоуправления заявление о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество". Непредставление указанного заявления является основанием для исключения из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
Именно такое уведомление и не было направлено ответчиками истцу. Которая, в свою очередь, в силу своей неинформированности не представила заявление, и, как следствие, была исключена из списка.
Существом спора и основным доводом апелляционных жалоб была обязанность ответчиков именно по отношению к истцу направлять уведомление, в свете того, что она была включена в списки до утверждения настоящего положения и по убеждению ответчиков на нее действие положения в указанной части не распространяется.
Коллегия находит данный довод несостоятельным, соглашаясь с выводом суда первой инстанции о неправомерности бездействия ответчиков по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения, оно определяет порядок реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам участникам программы "Сотрудничество", выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области.
Из указанного следует, что Положение распространяет свое действие на всех участников программы, безотносительно ко времени включения в соответствующий список, соответственно и на тех кто, как истец, стали участниками программы до утверждения положения. Каких либо исключений относительно применения тех или иных пунктов, включая и пункт 2.8, к участникам программы ставших таковыми в разное время, Положение в себе не содержит.
Относительно довода жалобы Департамента, который согласуется с действием Положения во времени, о том, что органы местного самоуправления не обязаны уведомлять граждан ежегодно, а лишь при первоначальном включении в окружной список, коллегия полагает, что он заслуживает внимания лишь в части уведомления о включении в окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
Ежегодное уведомление о включении в списки не только не предусмотрено, но и требуется. Но уведомление носит информативный характер по последующим действиям участника программы, которые необходимо произвести, дабы сохранить право на получение социальной выплаты. Эта информация должна быть единожды получена всеми участниками программы, в противном случае они будут поставлены в не равное положение, что будет противоречить самому смыслу программы и разработанного во ее исполнение Положения.
Довод жалобы Департамента об отсутствии обязанности информировать каждого участника программы об изменениях в законодательстве коллегия полагает некорректным.
Бесспорно, что законодатель исходит из того, что законы должны знать все. Суд, возлагая на ответчиков оговоренную в обжалуемом решении обязанность, действовал не вразрез с указанным негласным принципом, а лишь следуя верному толкованию вышеназванного Положения и исходя из баланса прав и интересов сторон по настоящему делу.
Иное толкование нормативного акта стороной ответчика не свидетельствует о незаконности решения суда, в силу изложенного выше.
Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что финансирование программы "Сотрудничество" и приостановление мероприятий по реализации программы до 31 декабря 2014 года не является самостоятельным основанием для исключения истца из списков граждан-участников программы, и не лишает ее права состоять в окружных списках наряду с другими гражданами-участниками.
Таким образом, обстоятельства по делу исследованы полно и всесторонне, всем доказательствам дана надлежащая оценка, оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: /подписи/
Копия верна: судья суда ЯНАО С.И. Мосиявич
Копия верна: секретарь В.В. Минакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.