Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Наумова И.В.
судей коллегии Домрачева И.Г., Ощепкова Н.Г.
при секретаре Когаеве Г.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Ноябрьского городского департамента по имуществу администрации города Ноябрьска и департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 мая 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие Ноябрьского городского департамента по имуществу администрации города Ноябрьска, выразившееся в неуведомлении участника программы "Сотрудничество" Смяткиной Л.К. о необходимости предоставления в период с 1 января по 1 июля 2013 года предусмотренного п.2.8. утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 27 июня 2011 года N437-П положения о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в населенные пункты юга Тюменской области, заявления о получении социальной выплаты.
Сохранить за Смяткиной Л.К. право на получение социальной выплаты по программе "Сотрудничество", исходя из постановки на учет составом семьи 4 человека на основании протокола без номера от 18 июня 1998 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Наумова И.В., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Смяткина Л.К. обратилась в суд с иском к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу администрации города Ноябрьска (далее - НГДИ), департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО (далее - департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неуведомлении её как участника программы "Сотрудничество", о необходимости ежегодно предоставлять заявление о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество". Просила сохранить за ней право на получение социальной выплаты, исходя из даты постановки на учет.
В обосновании иска указала, что в 1997 году включена в список участников программы "Сотрудничество", с учетом состава семьи 4 человека. На основании приказа департамента от 13 февраля 2014 года исключена из списков участников программы в период заявочной кампании 2013 года на основании п.п. "ж" п.2.10 Положения о реализации программы "Сотрудничество", поскольку не предоставила в 2013 году заявление о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
Полагает исключение из списка участников программы незаконным, поскольку орган местного самоуправления не уведомил её о необходимости ежегодного предоставления такого заявления, тогда как такая обязанность предусмотрена Положением.
Стороны, извещенные надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционных жалобах представитель НГДИ Гайдар А.А., а также представитель департамента Колесников Д.В. просят решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска, полагая, что вывод суда первой инстанции об обязанности органа местного самоуправления уведомлять граждан о проведении заявочной компании основан на неправильном толковании норм регионального законодательства.
В возражениях относительно апелляционной жалобы, Смяткина Л.К. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Стороны, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не предоставили, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в их отсутствие на основании статьи 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Смяткина Л.К. с 13 мая 1997 года состояла в списках очередности граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в рамках программы "Сотрудничество" составом семьи из 4 человек.
На основании приказа департамента строительства и жилищной политики ЯНАО N35-ОД от 13 февраля 2014 года она исключена из списков программы на основании п.п. "ж" п.2.10 Положения о реализации программы "Сотрудничество", поскольку не предоставила 2013 году заявление о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
Удовлетворяя иск, суд правильно исходил из того, что право граждан на получение жилищных субсидий, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, предусмотрено Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (ст. 1).
В целях обеспечения эффективности реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, в рамках областной целевой программы, постановлением Правительства ЯНАО от 27.06.2011 N 437-П утверждено Положение о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области (далее - Положение).
В соответствии с п. 2.8 Положения на основании списков граждан по муниципальным образованиям департамент включает граждан, состоящих в списках по муниципальному образованию, в окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", по состоянию на 01 января года, следующего за текущим.
Окружной список формируется в порядке, установленном пунктом 2.7 настоящего Положения, при этом граждане, подавшие заявление в одно время, включаются в окружной список в зависимости от наибольшего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и утверждается приказом департамента до 15 февраля года, следующего за текущим.
Выписки из окружного списка направляются департаментом в органы местного самоуправления для дальнейшего уведомления граждан не позднее 15 рабочих дней с момента утверждения списка.
Органы местного самоуправления обязаны письменно уведомить граждан по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению, а именно о том, что гражданам ежегодно с 01 января по 01 июля необходимо представлять в органы местного самоуправления заявление о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество". Непредставление указанного заявления является основанием для исключения из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
Судом установлено, что в нарушение нормативного акта Ямало-Ненецкого автономного округа, истица не была извещена органом местного самоуправления о начале проведения заявочной компании, в результате чего ею не была подана соответствующая заявка, в связи с чем она была исключена из списков участников программы.
Поскольку права истицы были нарушены по вине органа местного самоуправления, то они подлежали восстановлению способом, указанном в судебном решении.
Статьи 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в том числе в сфере предоставления дополнительных гарантий лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Из материалов дела следует, что новое правовое регулирование, согласно которому участники программы "Сотрудничество" ежегодно должны предоставлять заявление об участии в программе введено с 1 января 2013 года.
При этом судебная коллегия учитывает, что если органом государственной власти устанавливаются новые правила в сфере длящихся правоотношений по предоставлению дополнительных льгот и компенсаций с установлением норм, направленных на прекращение таких правоотношений (исключение из списков участников программы по предоставлению социальной выплаты), то участники программы, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, должны быть надлежащим образом уведомлены о возникших изменениях.
Доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда от 27 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.