Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Юркиной И.В., Блиновой М.А.,
при секретаре Сапожниковой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Куприянова Ю.С. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения,
поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Куприянова Ю.С. - Иванова В.А. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 марта 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Куприянова Ю.С. о возложении на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обязанности выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения отказать.".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения истца Куприянова Ю.С. и его представителя Иванова В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куприянов Ю.С. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Куприянов Ю.С. с 26 ноября 1998 года состоит в очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации г.Новочебоксарска как участник боевых действий ... и на основании Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета. До настоящего времени право истца на улучшение жилищных условий не реализовано, на свои неоднократные устные обращения по этому вопросу он получал ответ о необходимости соблюдения
очередности. Такой подход ответчиков к решению его жилищной проблемы истец считает незаконным и нарушающим гарантированное право на жилище.
Истец Куприянов Ю.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Куприянова Ю.С. - Иванов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Иванова О.П. иск не признала и суду пояснила, что истец включен в сводный список граждан-получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по состоянию на 11 марта 2014 года истец состоит в этом списке под N 892. Поскольку истец не относится к категории граждан, которые имеют право на внеочередное получение жилого помещения, то он вправе получить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилья в порядке очередности.
Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, представитель третьего лица администрации г.Новочебоксарска в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в представленных заявлениях просили о рассмотрении спора в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем истца Куприянова Ю.С. - Ивановым В.А. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе указано на то, что поскольку истец принят на учет нуждающихся в жилье с 26 ноября 1998 года, то при решении вопроса об обеспечении жильем должны применяться действовавшие на тот момент положения статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", согласно которым ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Куприянов Ю.С. как лицо, принимавшее участие в боевых действиях ... , является ветераном боевых действий и обладает правом на льготы, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". В связи с этим с 26 ноября 1998 года он состоит в администрации г.Новочебоксарска в очереди нуждающихся в жилом помещении.
По сообщению Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 14 января 2014 года истец Куприянов Ю.С. включен в сводный список граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и по состоянию на 14 января 2014 года состоит под N 892 с 26 ноября 1998 года как ветеран боевых действий.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Куприянова Ю.С., суд первой инстанции исходил из того, что истец как участник боевых действий подлежит обеспечению жильем в порядке очередности согласно сводному списку граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, к которым относится истец, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Этой же статьей Федерального закона предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В Чувашской Республике в указанной сфере правоотношений принят Закон Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений".
Согласно части 4 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" полномочия по обеспечению жилыми помещениями категорий граждан, к которым относится истец, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых
федеральными законами полномочий.
Статьей 11.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" предусмотрено, что жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременные денежные выплаты на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, к числу которых относится и истец, предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 2). Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями гражданам названной категории определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года N 289 утвержден Порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 названного Порядка полномочия по формированию сводного списка граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с указанными федеральными законами возложены на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. При этом предусмотрено, что сводный список граждан формируется на основании сведений о гражданах, представленных органами местного самоуправления, исходя из даты постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Этим же пунктом предусмотрено, что предоставление гражданам единовременных денежных выплат производится в порядке очередности, исходя из даты постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, в пункте 2.2 названного Порядка указано, что на внеочередное получение единовременных денежных выплат имеют право инвалиды войны I группы; инвалиды войны, имевшие на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий II либо III группу инвалидности, в случае установления им на дату получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем I группы инвалидности; лица, страдающие тяжелой формой хронического заболевания. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В материалах дела имеются сведения о том, что по представленным органами местного самоуправления Чувашской Республики данным Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики сформировало сводный список граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по Чувашской Республике, в котором истец по состоянию на 14 января 2014 года состоит под N 892.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции указал, что поскольку истец не обладает правом на получение жилья во внеочередном порядке (доказательств обратного истцом не представлено), то у него отсутствует и право на получение указанной денежной выплаты вне очереди лиц, состоящих с ним в сводном списке. Изложенный вывод суда первой инстанции соответствует требованиям вышеприведенных нормативно-правовых актов, согласно которым предоставление мер социальной поддержки на строительство или приобретение жилья в обход очереди лиц, состоящих в указанном списке на получение социальной выплаты, не допускается.
При таком положении вывод суда первой инстанции о том, что истец как участник боевых действий подлежит обеспечению жильем в порядке очередности согласно сводному списку граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", является правильным. Поскольку очередь истца на получение указанных мер социальной поддержки не подошла, то суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Куприянова Ю.С.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку истец принят на учет нуждающихся в жилье с 26 ноября 1998 года, то при решении вопроса об обеспечении жильем должны применяться действовавшие на тот момент положения статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", согласно которым ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений, судебная коллегия во внимание не принимает как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Действительно, первоначальной редакцией подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" было предусмотрено, что ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений. Однако право на первоочередное предоставление жилья не являлось тождественным праву на внеочередное предоставление жилья. Право на первоочередное предоставление жилья означало лишь наличие приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья.
В последующем Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" был изложен в другой редакции, которая приведена выше.
Вступивший в силу с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации исключил возможность первоочередного предоставления жилых помещений, а статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внеочередном порядке в связи с наличием у них статуса ветерана боевых действий.
При таком положении истец утратил возможность предоставления ему жилого помещения в первоочередном порядке.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и
постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя Куприянова Ю.С. - Иванова В.А. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 марта 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.