Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Семенова Н.В.,
судей Смирновой Е.Д., Спиридонова А.Е.,
при секретаре Кирилловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ... межрайонного прокурора Чувашской Республики к администрации ... Чувашской Республики, индивидуальному предпринимателю ФИО о возложении обязанности очистить земельный участок от мусора и твердых бытовых отходов,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации ... Чувашской Республики на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 19 марта 2014 года, которым постановлено:
Иск ... межрайонного прокурора, поданного в защиту экологических прав и интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию ... Чувашской Республики и индивидуального предпринимателя ФИО не позднее 31 мая 2014 года очистить земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью ... кв. метров, расположенный по адресу: "адрес", от мусора и твердых бытовых отходов.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме ... рублей.
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
... межрайонный прокурор Чувашской Республики, действуя в защиту экологических прав и в интересах неопределенного круга лиц, с учетом последующего уточнения обратился в суд с иском к администрации ... Чувашской Республики, ИП ФИО о возложении обязанности очистить захламленную территорию земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: "адрес", от отходов производства и потребления в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки на предмет соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории ... Чувашской Республики выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (полиэтилен, бумага, пищевые отход, куски линолеума, упаковочные картонные коробки, стеклянные и пластиковые бутылки, целлофановые пакеты, консервные банки и т.д.). Указанный земельный участок был предоставлен ИП ФИО для содержания производственной базы на основании постановления администрации ... от 20 декабря 2013 года N и договора аренды земельного участка 23 декабря 2013 года N. Наличие данной свалки способствует ухудшению экологической обстановки и оказывает вредное воздействие на здоровье населения, нарушая тем самым права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на положения ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 11 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 11 и 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Представитель прокуратуры в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме с учетом уточнения.
Ответчик ИП ФИО исковые требования признал.
Ответчик администрация ... Чувашской Республики, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано ответчиком администрацией ... Чувашской Республики по мотивам незаконности. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения в части возложения на нее обязанности очистить земельный участок от мусора и бытовых отходов, полагая, что в силу закона обязанность по очистке территории земельного участка должна быть возложена на арендатора ИП ФИО. При этом указала, что полномочия органов местного самоуправления городских округов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах городского округа.
В возражениях на апелляционную жалобу ... межрайонный прокурор просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения прокурора Овчинниковой Н.А., представителя ответчика администрации ... Матьяновой О.О., проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Согласно п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при проведении проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в феврале 2014 года прокуратурой на территории ... Чувашской Республики по адресу: "адрес" была выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, состав отходов - твердые бытовые отходы объемом 2630 куб. м, площадью загрязнения около 900 кв.м.
Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, по договору от 23 декабря 2013 года N, заключенному с администрацией ... Чувашской Республики, был передан в аренду ИП ФИО сроком с 20 декабря 2013 года по 30 ноября 2014 года (л.д. 18-19).
Как видно из материалов дела, на момент выявления свалки и рассмотрения настоящего спора, вышеназванный договор аренды свое действие не прекратил, в установленном законом порядке не расторгнут.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений действующего законодательства, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ИП ФИО, то она подлежит ликвидации указанным лицом.
Изложенное подтверждается и обязательствами арендатора, содержащимися в пунктах 4.2.2. и 4.2.7. договора аренды от 23 декабря 2013 года N, согласно которым ответчик обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным видом использования, не нарушать прав других землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования водными, лесными и другими природными объектами, не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик земельного участка, экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территорий, выполнять работы по благоустройству территории.
Согласно п. 1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Пунктом 18 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения.
Вместе с тем, обязанность арендатора земельного участка по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов и по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель предусмотрена действующим законодательством.
При таком положении у лиц, к которым одновременно предъявлены настоящие исковые требования, в рассматриваемом случае не имеется солидарной обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, поскольку в силу прямого указания закона обязанность по сбору и вывозу мусора на арендуемом ИП ФИО земельном участке лежит на арендаторе, а потому общие положения ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в данном случае неприменимы.
При таком положении суд первой инстанции необоснованно возложил обязанность очистить земельный участок от мусора и твердых бытовых отходов, незаконно размещенных на территории арендуемого ИП ФИО земельного участка, на администрацию ... Чувашской Республики.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции в части возложения на администрацию ... Чувашской Республики обязанности по ликвидации несанкционированной свалки подлежит отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении иска к указанному лицу.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 19 марта 2014 года в части возложения на администрацию ... Чувашской Республики обязанности очистить земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью ... кв.м, расположенный по адресу: "адрес", от мусора и твердых бытовых отходов отменить, принять в указанной части новое решение, которым ... межрайонному прокурору Чувашской Республики в удовлетворении иска к администрации ... Чувашской Республики о возложении обязанности очистить земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью ... кв.м, расположенный по адресу: "адрес", от мусора и твердых бытовых отходов отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.