Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Семенова Н. В.,
судей Нестеровой Л. В., Смирновой Е. Д.,
при секретаре Калягиной Э. С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новочебоксарска Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц и др. к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о признании участка тепловой сети бесхозяйным имуществом и др., поступившее по апелляционной жалобе администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 6 марта 2014 года, которым постановлено признать участки тепловых сетей от ответных фланцев задвижки в техническом подполье многоквартирного дома N по ул. ... г. Новочебоксарска Чувашской Республики до домов N и N по ул. ... г. Новочебоксарска Чувашской Республики бесхозяйным имуществом;
возложить на администрацию города Новочебоксарска Чувашской Республики обязанность в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участков тепловой сети от ответных фланцев задвижки в техническом подполье многоквартирного дома N по ул. ... г. Новочебоксарска Чувашской Республики до домов N и N по ул. ... г. Новочебоксарска Чувашской Республики, а также определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с участками тепловой сети от ответных фланцев задвижки в техническом подполье многоквартирного дома N по ул. ... г. Новочебоксарска Чувашской Республики до домов N и N по ул. ... г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
Заслушав доклад судьи Нестеровой Л. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Новочебоксарска Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц, а также отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новочебоксарск Чувашской Республики ( далее также- Отдел) обратились в суд с самостоятельными исками к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики ( далее также- Администрация), в котором с учетом уточнения просили признать участки тепловых сетей от ответных фланцев задвижки в техническом подполье
многоквартирного дома N по ул. ... г. Новочебоксарска Чувашской Республики до домов соответственно N и N по ул. ... г. Новочебоксарска Чувашской Республики бесхозяйным имуществом;
возложить на ответчика обязанность в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанных участков тепловой сети, а также определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с данными участками тепловой сети.
Требования мотивировали тем, что спорные участки тепловой сети, обслуживающие здание прокуратуры и Отдела, не имеют собственника, не являются предметом договора аренды, и не приняты на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Поскольку к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа теплоснабжения населения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, то ответчик, выявив бесхозяйные тепловые сети, должен определить теплосетевую организацию, которая осуществляет их содержание и обслуживание, а также обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии их на учет как объектов недвижимого имущества.
Определением суда от 27 января 2014 года гражданские дела, возбужденные по вышеуказанным искам, объединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор, представитель Отдела, представитель третьего лица- открытого акционерного общества " ... " исковые требования поддержали.
Представитель Администрации, представляющий также интересы третьего лица- Управления имущественных и земельных отношений администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики исковые требования не признал, ссылаясь на необоснованность.
Представитель третьего лица- муниципального унитарного предприятия " Коммунальные сети города Новочебоксарска" разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представители третьих лиц- прокуратуры Чувашской Республики, общества с ограниченной ответственностью " ... " в судебное заседание не явились.
Судом принято указанное решение, которое обжаловано Администрацией на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе она ссылается на то, что не была ознакомлена с материалами проверки, проведенной прокуратурой, а также с итоговым документом. Документ, на основании которого проведена проверка, также отсутствует. Кроме того, заявление прокурора не содержит обоснования, какие именно и чьи именно права нарушены бездействием Администрации. Эти обстоятельства сами по себе служат основанием для отказа в иске.
Суд первой инстанции также не учел, что бесхозяйной является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо от права
собственности на которую собственник отказался. Спорные участки тепловой сети этим требованиям не отвечают, они используются для обслуживания административных зданий прокуратуры и Отдела, и исковое заявление фактически подано именно в интересах указанных органов.
Изучив дело, рассмотрев его в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших относительно них письменных возражений прокурора, обсудив эти доводы, выслушав представителя Администрации и Управления имущественных и земельных отношений администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики- Курочкина К. Е., поддержавшего жалобу, прокурора Иванову И. Г., одновременно представляющую интересы прокуратуры Чувашской Республики, представителя Отдела- Орлову А. А., возражавших против ее удовлетворения, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что спорные участки тепловой сети по своим техническим характеристикам относятся к недвижимому имуществу. Они расположены в пределах границ муниципального образования, не имеют собственника, а также не находятся в чьем- либо пользовании на ином законном основании, т. е. являются бесхозяйным имуществом. Это приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, влечет возможность возникновения чрезвычайной ситуации, ставит под угрозу нормальные условия нахождения в административных зданиях прокуратуры и Отдела как работающих в них сотрудников, так и ежедневно посещающих указанные государственные органы граждан, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Поскольку законом не установлены иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, то именно в обязанности Администрации входит обращение в регистрирующий орган с таким заявлением. Кроме того, ответчик в силу прямого указания закона при выявлении бесхозяйной тепловой сети с целью ее содержания и обслуживания обязан определить теплосетевую организацию.
Делая такие выводы, городской суд не учел следующее.
В соответствии с п. 1 и 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее- ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу этих норм, а также ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190- ФЗ " О теплоснабжении" в случае выявления объектов тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, они могут признаваться бесхозяйным имуществом.
Вместе с тем Порядок принятия на учет такого имущества определен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580 (далее - Положение).
В соответствии с п. 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией ( органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Этим же Положением предусмотрен перечень документов ( п. 7- 9). В частности, документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
выданные соответствующими государственными органами ( организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122- ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества.
Таким образом, государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества осуществляются до учета объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйных вещей, и для постановки на учет имущества как бесхозяйного органу местного самоуправления, на территории которого находится данный объект недвижимости, требуется представить регистрирующему органу заявление с приложенным комплектом документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества. При этом отсутствие сведений в реестрах муниципальной и федеральной собственности о правообладателе спорного недвижимого имущества, а также сведений о государственной регистрации права какого- либо лица на спорный объект само
по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. Это возможно лишь тогда, когда отсутствуют правопритязания на объект недвижимости, а также фактическое владение данным имуществом каким- либо лицом.
Также следует учитывать, что определенные особенности установлены в отношении объектов, находившихся в 1991 году в государственной собственности и в дальнейшем не передававшихся в частную собственность. Так, 27 декабря 1991 года Верховным Советом Российской Федерации принято постановление N 3020- 1 " О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность" ( далее - Постановление). В приложении 3 к Постановлению указаны объекты, относящиеся к муниципальной собственности, к которым в том числе относятся и объекты инженерной инфраструктуры городов ( за исключением входящих в состав имущества предприятий).
Относительно всех других объектов, в том числе созданных позже 1991 года или входивших на момент издания Постановления в имущество предприятий действует общий правовой режим, допускающий отнесение этих объектов к бесхозяйным вещам.
Применительно к рассматриваемой ситуации эти положения означают, что для удовлетворения иска суд первой инстанции должен был располагать доказательствами, с достаточностью и достоверностью свидетельствующими о времени возведения спорных участков тепловых сетей, а также о наличии у них признаков бесхозяйного имущества, указанных в п. 1 ст. 225 ГК РФ.
Кроме того, для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы она была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав, т. е. указаны сведения, позволяющие ее идентифицировать, поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и не вызывать затруднений при исполнении.
Из имеющихся в деле доказательств, в том числе из объяснений лиц, участвующих деле, договора долгосрочной аренды от 1 января 2008 года, актов разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 25 ноября 2011 года, 26 апреля 2013 года, уведомлений, представленных органом, осуществляющим государственную регистрацию, на которых основывал суд первой инстанции свои выводы, установить совокупность указанных обстоятельств, имеющих значение для дела, невозможно.
Таким образом, выводы городского суда об обоснованности иска соответствующими доказательствами не подтверждены, в связи с чем принятое решение требованиям законности и обоснованности не отвечает. Суд апелляционной инстанции его отменяет и принимает новое решение, которым в удовлетворении вышеуказанных исков прокурору и Отделу отказывает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 6 марта 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исков отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Новочебоксарску Чувашской Республики, прокурора г. Новочебоксарска Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о признании участков тепловой сети от ответных фланцев задвижки в техническом подполье многоквартирного дома N по ул. ... г. Новочебоксарска Чувашской Республики до домов N и N по ул. ... г. Новочебоксарска Чувашской Республики бесхозяйным имуществом;
возложении на администрацию города Новочебоксарска Чувашской Республики обязанности в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанных участков тепловой сети;
возложении на администрацию города Новочебоксарска Чувашской Республики обязанности в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с вышеуказанными участками тепловой сети отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.