Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Юркиной И.В., Шумилова А.А.,
при секретаре Сапожниковой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Ивановой М.Ю., Ивановой О.Ю. к администрации Урмарского района Чувашской Республики о признании относящимися к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,
поступившее по апелляционной жалобе представителя истиц Ивановой М.Ю. и Ивановой О.Ю. - Козиной Р.М. на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 11 марта 2014 года, которым постановлено:
"Признать Иванову М.Ю., ... года рождения, Иванову О.Ю., ... года рождения, с ... относящимися к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
В удовлетворении исковых требований Ивановой М.Ю. и Ивановой О.Ю. к администрации Урмарского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить им вне очереди жилое помещение по договору социального найма отказать.".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения представителя истиц Ивановой М.Ю. и Ивановой О.Ю. - Козиной Р.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванова М.Ю., Иванова О.Ю. обратились в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации Урмарского района Чувашской Республики о признании их относящимися к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Иванова О.Ю., ... года рождения, и Иванова М.Ю., ... года рождения, в 1984 году остались без попечения родителей в связи с тем, что их мать ... умерла ... года, а отец ... находился в местах лишения свободы и был лишен родительских прав. На основании постановления главы администрации Урмарского района Чувашской Республики от 14 августа 1996 года N 5-п истицы были определены под опеку бабушки ... , а с 2005 года находились под опекой тети. Своего жилья истицы не имеют, в связи с чем в августе 2013 года они обратились в администрацию Урмарского района Чувашской Республики с заявлением о предоставлении жилых помещений во внеочередном порядке как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Письмом от 28 августа 2013 года администрация Урмарского района Чувашской Республики отказала Ивановой О.Ю. и Ивановой М.Ю. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма. Отказ администрации истицы считают незаконным, поскольку со слов опекунов они состояли на учете как сироты, и по достижении 18 лет им должны были предоставить жилые помещения. Истицы полагают, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) они обладают правом на обеспечение жилыми помещениями до фактического обеспечения их жильем.
Истицы Иванова О.Ю. и Иванова М.Ю. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истиц Ивановой О.Ю. и Ивановой М.Ю. - Козина Р.М. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, суду дополнила, что в период обучения истицы признавались детьми, оставшимися без попечения родителей, и пользовались соответствующими льготами, в связи с этим истицы полагали, что состоят на учете нуждающихся в получении жилья.
В судебном заседании представитель администрации Урмарского района Чувашской Республики Борисова Н.А. исковые требования не признала и суду пояснила, что до достижения 23 лет истицы не обращались в администрацию Урмарского района Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем на такой учет приняты не были, с заявлением о постановке на учет истицы обратились лишь в 2013 году.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем истиц Ивановой М.Ю. и Ивановой О.Ю. - Козиной Р.М. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию Урмарского района Чувашской Республики обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1). В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2).
В силу приведенной нормы законность и обоснованность оспариваемого решения суда проверяется судебной коллегией лишь в обжалуемой представителем истиц Козиной Р.М. части. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами апелляционной жалобы. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившейся в судебное заседание представителя истиц Козиной
Р.М., признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя иск Ивановой М.Ю., ... года рождения, и Ивановой О.Ю., ... года рождения, о признании их относящимися к категории детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходил из того, что их мать ... умерла ... года, а их отец ... воспитанием истиц не занимался и находился в местах лишения свободы.
Решение суда в этой части сторонами не оспаривается, сомнений в его правильности у судебной коллегии не имеется.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) и абзацу четвертому статьи 1, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись во внеочередном порядке, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в
соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1). Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истицы на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должны были обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истиц лишь при наличии доказательств их обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Иванова О.Ю. родилась ... года, истица Иванова М.Ю. родилась ... года. Их мать ... умерла ... года.
Согласно постановлению главы ... сельской администрации Урмарского района Чувашской Республики от 14 августа 1996 года N 5-п ... назначена опекуном над несовершеннолетними Ивановой О.Ю. и Ивановой М.Ю. в связи с тем, что их мать умерла, а отец ... воспитанием детей не занимался и находился в местах лишения свободы.
Из материалов дела также следует, что истицы зарегистрированы в доме ...
В августе 2013 года истицы обратились в администрацию Урмарского района Чувашской Республики с заявлением о включении их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения.
Однако в своем письме от 27 августа 2013 года N 04/02-1838-Исх администрация Урмарского района Чувашской Республики указала на отсутствие оснований для включения истиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями специализированного
жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, поскольку они достигли возраста 23 лет, ранее не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не заявляли о своих правах состоять на таком учете.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ивановой О.Ю. и Ивановой М.Ю. о возложении на администрацию Урмарского района Чувашской Республики обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет. Между тем, истицы на учете нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состояли, на момент обращения с заявлением о постановке их в указанный список им исполнилось 23 года, а достижение 23 лет препятствует им в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для внеочередного получения жилья как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Доказательств того, что истицы ранее до достижения 23 лет обращались в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, в материалах дела не имеется.
Таким образом, до достижения 23 лет истицы не реализовали свое право на предоставление жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем в настоящее время утратили это право. Обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями носит заявительный характер, поэтому возможно лишь при условии письменного обращения таких граждан в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку истицы не реализовали предоставленное им законом право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста, установленного Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Ивановых о возложении на администрацию Урмарского района Чувашской Республики обеспечить их жилым помещением.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание ссылку истиц на положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в том случае, если такое право было реализовано путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья до достижения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста. В рассматриваемой ситуации истицы Иванова О.Ю. и Иванова М.Ю., как это установлено материалами дела, обратились в орган местного самоуправления с заявлением о принятии их на учет для обеспечения жильем как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только в августе 2013 года в возрасте соответственно ... года и ... лет, ранее с таким заявлением они не обращались, а потому не состояли на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Между тем, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истицы ранее неоднократно обращались в сельскую администрацию по вопросу предоставления жилья, не влекут отмену судебного решения, поскольку в их подтверждение не представлено относимых и допустимых доказательств.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, а потому не является предметом проверки суда апелляционной инстанции в соответствии с положениями части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя Ивановой М.Ю. и Ивановой О.Ю. - Козиной Р.М. на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 11 марта 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.