Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего БлиновойМ.А.,
судей АгееваО.В., АлександровойА.В.,
при секретаре ПетровойГ.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Руссковой Р.В. к "Отдел" и "Учреждение" о признании права на ежемесячную денежную компенсацию членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего при исполнении воинской обязанности, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика "Учреждение" Иванова В.Ф. на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 28 марта 2014 года, которым с учетом определения Урмарского районного суда Чувашской Республики от 28 марта 2014 года об исправлении описок постановлено:
Исковые требования Руссковой Р.В. удовлетворить.
Решение "Отдел" об отказе в назначении Руссковой Р.В. ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего от 01 октября 2013 года N признать незаконным и отменить.
Признать за Руссковой Р.В. право на ежемесячную денежную компенсацию члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего и обязать "Учреждение" назначить ей указанную ежемесячную денежную компенсацию с момента приостановления ее выплаты с 01 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи АгееваО.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Русскова Р.В. обратилась в суд с иском к "Отдел" и "Учреждение" о признании права на ежемесячную денежную компенсацию членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего при исполнении воинской обязанности. Требование истицы мотивировано тем, что ей выплачивалась ежемесячная денежная компенсация как члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего при исполнении воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". С 1 июля 2013 года выплата указанной компенсации ей приостановлена, а с 1 октября 2013 года решением "Отдел" выплата компенсации прекращена со ссылкой на то, что в соответствии с законодательством денежная компенсация выплачивается в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, тогда как в справке, выданной ей военным комиссариатом, указано, что ее "данные изъяты" ФИО1 погиб при исполнении служебных обязанностей, а не при исполнении обязанностей военной службы.
Истица считает, что имеет право на выплату указанной компенсации, поэтому с учетом уточнения требований просит признать незаконным решение начальника "Отдел" от 1 октября 2013 года о прекращении ей выплаты ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признать за ней право на указанную компенсацию и обязать "Учреждение" назначить ей выплату компенсации со дня приостановления выплаты с 1 июля 2013 года.
В судебном заседании представитель истицы Ефимова Л.Н. требования истицы поддержала по изложенным основаниям.
Истица Русскова Р.В. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Представитель ответчика "Учреждение" Капитонов В.В. в судебном заседании требования истицы не признал, указав о законности прекращения выплаты истицы компенсации.
Судом вынесено указанное ранее решение, обжалованное ответчиком "Учреждение" на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Кулыгина Е.Н. просила удовлетворить апелляционную жалобу.
Истица Русскова Р.В. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Согласно ч. 11 ст. 3 названного Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, имеющими право на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются родители военнослужащего. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, до 1 июля 2013 года истице Руссковой Р.В. выплачивалась ежемесячная денежная компенсация, установленная частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ, как члену семьи погибшего военнослужащего, так как она является "данные изъяты" ФИО1, который погиб ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей при прохождении военной службы по призыву.
С 1 июля 2013 годы выплата указанной ежемесячной денежной компенсации ответчиками истице была приостановлена в связи с необходимостью дополнительной проверки представленных документов, что подтверждается письмом "Отдел" от 2 июля 2013 года N 319.
Письмом от 1 октября 2013 года N истице сообщено о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации по тем основаниям, что смерть ее "данные изъяты" не связана с исполнением обязанностей военной службы.
Удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции исходил из того, что "данные изъяты" истицы ФИО1 погиб при исполнении обязанностей военной службы, и истице как члену семьи погибшего военнослужащего необходимо назначить ежемесячную денежную компенсацию.
Судебная коллегия считает правильными указанные выводы суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела, судом правильно применены нормы материального права.
Как следует из материалов дела, ФИО1 при прохождении военной службы по призыву ДД.ММ.ГГГГ, выполняя задание и управляя вверенным автомобилем, попал в дорожно-транспортное происшествие, в результате которого погиб. Войсковой частью установлена гибель ФИО1 при исполнении служебных обязанностей.
В ранее действовавшем законодательстве СССР понятия "исполнение обязанностей военной службы" и "исполнение служебных обязанностей" применялись как равнозначные, идентичные.
Так, в Постановлении Совмина СССР "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" от 3 августа 1972 года N 590, Постановлении Совмина СССР "Об улучшении пенсионного обеспечения некоторых категорий лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей" от 21 августа 1989 года N 673, законодатель указывает о наличии у гражданина права на различные выплаты при исполнении им иных обязанностей воинской службы (служебных обязанностей).
В настоящее время с изменением нормативно-правовых актов, регулирующих прохождение военной службы, законодатель не использует прежние понятия, а применяет лишь понятие "исполнение обязанностей военной службы", однако такое изменение не может лишать граждан права на соответствующие льготы.
Данной позиции придерживается и Военный комиссариат Чувашской Республики по " ... " районам, на которого в силу подп. 39 пункта 17 Положения о Военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N 1609, также возложены обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначению указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат. Так, в письме от 18 февраля 2013 года N указано, что в связи с изменением федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" формулировки "погиб при исполнении служебной обязанности" и "погиб при исполнении обязанностей военной службы" считаются идентичными.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права судебной коллегией отклоняются по причине неправильного толкования ответчиком норм материального права.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обстоятельства дела установлены судом полно, выводы подробно мотивированы, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены постановленного решения не находит.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу "Учреждение" на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 28 марта 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.