Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики РФ в составе председательствующего Гафарова Р.Р., судей Нестеровой А.А. и Комиссаровой Л.К., при секретаре судебного заседания Димитриевой Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах Арюхина Г.Е. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 марта 2014 года, которым постановлено:
возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обязанность обеспечить Арюхина Г.Е. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 года согласно его заявлению от 10 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Арюхина Г.Е. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение согласно его заявлению от 10 января 2013 года.
Исковые требования мотивированы тем, что Арюхин Г.Е. является инвалидом "данные изъяты" бессрочно (заболевание получено в период военной службы), нуждается в санаторно-курортном лечении один раз в год. Истец 10 января 2013 года обратился в Отдел социальной защиты Московского района г.Чебоксары с заявлением о предоставлении ему путевки, после чего был поставлен на учет, однако санаторно-курортное лечение с учетом наличия медицинских показаний и отсутствии противопоказаний ему предоставлено не было.
В судебном заседании заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары Ермолаев А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Истец Арюхин Г.Е. в судебном заседании не присутствовал.
Ответчик Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики явку своего представителя не обеспечил.
Третье лицо КУ " ... " Минздравсоцразвития Чувашской Республики явку представителя также не обеспечило, представило в суд письменный отзыв, в котором просило рассмотреть дело без участия их представился.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на неправильное применение судом норм материального права, поскольку при рассмотрении дела суд не учел, что обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, в связи с чем обязательства ответчика по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на оплату путевок. Кроме того, путевки выдаются гражданам в порядке очередности, и внеочередное предоставление путевки Арюхину Г.Е. нарушает права других граждан. Также отмечено, что действующее законодательство не предусматривает обязанность ответчика и право истца на ежегодное обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Овчинниковой Н.А., полагавшей решение суда законным, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Арюхин Г.Е. является инвалидом "данные изъяты" (заболевание получено в период военной службы) бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2011 N 2102536 от 20 декабря 2011 года. Согласно справкам БУ " ... " от 10 октября 2012 года и БУ " ... " от 27 мая 2013 года формы 070/у-04, в которых указано на наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, Арюхину Г.Е. рекомендовано санаторно-курортное лечение.
10 января 2013 года Арюхин Г.Е. обратился в отдел социальной защиты Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение. Однако соответствующая социальная помощь ему предоставлена не была.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды на основании п.8 ст.6.1 указанного Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
На основании ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п.3.6, 3.7 указанного Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256, и обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с п.1.4 Порядка предоставления путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, проживающих на территории Чувашской Республики, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 года N48, организация предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Принимая во внимание, что Арюхин Г.Е. своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, учитывая, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год и по итогам 2013 года по заявлению от 10 января 2013 года Арюхин Г.Е. не обеспечивался путевкой, не смотря на нуждаемость в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям ежегодно, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение Арюхину Г.Е. ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не служат основанием для отмены решения суда, так как действующим законодательством очередность предоставления гражданам данной категории санаторно-курортного лечения не предусмотрена.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в календарном году без каких-либо условий.
Судебная коллегия не может согласиться также и с доводом жалобы на недостаточный объем бюджетных ассигнований, поскольку данное обстоятельство влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
В соответствии с п. 2 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года N864, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в том числе, в отношении инвалидов.
Обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики на осуществление полномочий по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При таких обстоятельствах указания ответчика в жалобе на то, что само предоставление путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в пределах денежных средств, предусмотренных федеральным бюджетом, не является основанием для отмены решения суда, поскольку обязанность своевременно подавать бюджетные заявки на финансовое обеспечение расходов по предоставлению путевок лежит непосредственно на ответчике. Недостаточность федерального финансирования расходов на те либо иные социальные цели не может вести к лишению гражданина предоставленного ему гарантированного права на социальную помощь государства.
Разрешая исковые требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 марта 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.