Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Юркиной И.В., Шумилова А.А.,
при секретаре Казаковой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Туктарова Н.Н. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на заочное решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 марта 2014 года, которым постановлено:
"Возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обязанность обеспечить Туктарова Н.Н. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 год согласно заявлению Туктарова Н.Н. от 9 января 2013 года.".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения истца Туктарова Н.Н. и прокурора Ивановой И.Г., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Туктарова Н.Н. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение согласно его заявлению от 9 января 2013 года, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Туктаров Н.Н. является инвалидом ... группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, в связи с чем имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. 9 января 2013 года он обратился в отдел социальной защиты населения Ленинского района г.Чебоксары с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение, которое было зарегистрировано в этот же день под N 11441. Однако до настоящего времени при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний Туктаров Н.Н. не обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение. Как следует из письма Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 29 января 2014 года N 05/21-878, в настоящее время путевка Туктарову Н.Н. по его заявлению от 9 января 2013 года не предоставлена, так как исходя из финансовых поступлений из федерального бюджета путевки в 2013 году выдавались гражданам, подавшим заявления во втором полугодии 2011 года. Таким образом, из-за недостаточности
финансовых средств на указанные цели Туктаров Н.Н. не был обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение, что, по мнению истца, повлекло нарушение прав Туктарова Н.Н. на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики Мельникова М.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Истец Туктаров Н.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица отдела социальной защиты населения Ленинского района г.Чебоксары казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание не явился, в представленном заявлении выразил согласие на рассмотрение дела без его участия.
Судом постановлено указанное выше заочное решение, обжалованное ответчиком Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Туктаров Н.Н. является инвалидом ... группы по общему заболеванию, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, что подтверждается справкой для получения путевки формы 070/у-04 от 28 ноября 2012 года N 163.
9 января 2013 года Туктаров Н.Н. обратился в отдел социальной защиты населения Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение. Однако санаторно-курортное лечение ему в 2013 году предоставлено не было из-за недостаточности финансовых средств на указанные цели.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды (статья 6.1 указанного Закона).
Статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний
путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Согласно части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В силу пункта 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (далее - Порядок), организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3.6 Порядка предусмотрено, что граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256.
Согласно пункту 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Пунктом 1.4 Порядка предоставления путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, проживающих на территории Чувашской Республики, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 года N 48, предусмотрено, что организация предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Принимая во внимание, что Туктаров Н.Н. 9 января 2013 года своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде
обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, принимая во внимание, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, и по итогам 2013 года по заявлению от 9 января 2013 года истец не был обеспечен путевкой, в то время как он нуждается в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям ежегодно, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление Туктарову Н.Н. путевки на санаторно-курортное лечение ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не служат основанием для отмены решения суда первой инстанции, так как действующим законодательством очередность предоставления гражданам данной категории санаторно-курортного лечения не предусмотрена.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеприведенных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в календарном году и без каких-либо условий.
Судебная коллегия не может согласиться также и с доводом апелляционной жалобы о недостаточном объеме бюджетных ассигнований на санаторно-курортное лечение названной категории граждан, поскольку данное обстоятельство влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Так, в соответствии с пунктом 2 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в том числе, в отношении инвалидов, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Разделом IV Порядка предоставления путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, проживающих на территории Чувашской Республики, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 года N 48, предусмотрено, что обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет субвенций из федерального
бюджета, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики на осуществление полномочий по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При таком положении довод апелляционной жалобы о том, что предоставление путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в пределах денежных средств, выделенных из федерального бюджета на оплату путевок, не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку обязанность своевременно подавать бюджетные заявки на финансовое обеспечение расходов по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение непосредственно возложена на ответчика. В связи с этим недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права и не может вести к лишению гражданина предоставленного ему гарантированного права на социальную помощь государства.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на заочное решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 марта 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.