Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Никифоровой Р.Ф.,
судей Димитриевой Л.В., Ярадаева А.В..
при секретаре Емельяновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу представителя ответчика Минздравсоцразвития Чувашии Ивановой О.П. на заочное решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 31 марта 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики в интересах Тимохина В.Ф. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно - курортное лечение,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Тимохина В.Ф. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить истца путевкой на санаторно-курортное лечение согласно его заявлению от 10 января 2013 года, мотивируя его тем, что Тимохин В.Ф., являясь инвалидом второй группы, имеет право на получение государственной социальной помощи, за получением которой в форме предоставления путевки на санаторно-курортное лечение истец обращался в отдел социальной защиты населения Московского района г.Чебоксары, представив в обоснование своего права справку формы N 070/e-04 от 12 декабря 2012 года, однако за 2013 год обеспечен не был.
На судебном заседании районного суда заместитель прокурора Московского района г.Чебоксары Ермолаев А.А. иск поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, повторно приведя их суду, истец Тимохин В.Ф., ответчик Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, третье лицо Казенное учреждение "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии представителей не направили.
Заочным решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 марта 2014 года на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики возложена обязанность обеспечить Тимохина В.Ф. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 года согласно его заявлению от 10 января 2013 года.
Об отмене указанного решения по мотивам незаконности и необоснованности поставлено требование в апелляционной жалобе представителя ответчика Ивановой О.П. Как указывает апеллянт, обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета и обязательства ответчика по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на оплату путевок. Выдача путевок производится согласно очереди и возложение на ответчика обязанности по настоящему делу нарушает права других граждан. Податель жалобы полагает, что действующее законодательство не предусматривает обязанность ответчика и право истца на ежегодное обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, в связи с этим считают, что требования удовлетворению не подлежали.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истца Тимохина В.Ф., возражавшего в удовлетворении жалобы, заключение прокурора Афанасьевой Е.Г., полагавшей решение законным и обоснованным, посчитав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тимохин В.Ф. является инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается справкой серии ... N ... от ... года.
10 января 2013 года Тимохин В.Ф. обратился в отдел социальной защиты населения Московского района г.Чебоксары с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортной путевки, приложив к заявлению медицинскую справку БУ " ... " по форме N 070/у-04 от 12 декабря 2012 года, подтверждающую наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения. 5 февраля 2014 года Тимохину В.Ф. повторно выдана справка БУ " ... " по форме N 070/у-04 для получения путевки. При этом путевка на санаторно-курортное лечение Тимохину В.Ф. за 2013 год не предоставлена.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее Федеральный закон N 178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды на основании пункта 8 статьи 6.1 указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемого в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
На основании части 2 статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (в ред. от 01 марта 2012 года) (далее - Порядок), организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 3.6, 3.7 указанного Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256, и обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 года N 48 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" утвержден Порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, проживающих на территории Чувашской Республики, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, а также Порядок предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, проживающих на территории Чувашской Республики, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги.
Согласно пункту 1.4 названного документа организация предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Принимая во внимание, что Тимохин В.Ф. своевременно обратился с соответствующим заявлением о предоставлении путевки, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение. Доводы апеллянта на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в данном случае не могут быть приняты во внимание, поскольку с установлением федеральным законом социальных гарантий по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение государство приняло на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
При таком положении, установив, что на момент рассмотрения дела путевка на санаторно-курортное лечение Тимохину В.Ф. предоставлена не была, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение Тимохину В.Ф. ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не служат основанием для отмены решения суда, так как действующим законодательством очередность предоставления гражданам данной категории санаторно-курортного лечения не предусмотрена. Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. Также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в рамках календарного года без каких-либо условий.
Судебная коллегия не принимает во внимание довод жалобы о недостаточном объеме субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, возможность социальной адаптации в обществе.
В соответствии с пунктом 2 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в том числе, в отношении инвалидов, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, поступающих в бюджет Чувашской Республики на осуществление полномочий по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При таких обстоятельствах указания ответчика в жалобе на то, что само предоставление путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с указанным законом в пределах денежных средств, предусмотренных федеральным бюджетом, не является основанием для отмены решения суда, поскольку обязанность своевременно подавать бюджетные заявки на финансовое обеспечение расходов по предоставлению путевок лежит непосредственно на ответчике. Недостаточность федерального финансирования расходов на социальные цели не может вести к лишению гражданина предоставленного ему гарантированного права на социальную помощь государства.
Каких-либо доказательств невозможности предоставления Тимохину В.Ф. путевки по объективным причинам ответчиком суду не представлено.
По указанным основаниям отклоняется как несостоятельный и довод ответчика об отсутствии законных гарантий ежегодного обеспечения граждан санаторно-курортным лечением.
Таким образом, проверив обжалуемое решение суда на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия считает, что оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется. Суд правильно определил юридические факты, лежащие в основании требований и возражений сторон, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на заочное решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 31 марта 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.