Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н., судей Шумилова А.А., Юркиной И.В., при секретаре Казаковой С.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Андреевой М.А. к администрации "данные изъяты" сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии с ФЗ "О Ветеранах", возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии с ФЗ "О Ветеранах", поступившего по апелляционной жалобе истца Андреевой М.А. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 02 апреля 2014 года, которым постановлено:
Андреевой М.А. в удовлетворении иска к администрации "данные изъяты" сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа администрации "данные изъяты" сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 6 ноября 2013 года в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, о возложении обязанности принять Андрееву М.А., на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ветерана Великой Отечественной войны с 2 октября 2013 года отказать.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андреева М.А. обратилась в суд с иском к администрации "данные изъяты" сельского поселения Чебоксарского района о признании незаконным отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с ФЗ "О Ветеранах" и возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии с указанным федеральным законом со 2 октября 2013 года.
Требования мотивировала тем, что является Ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, о чем выдано удостоверение серии ВВ N 4854891 от 23 ноября 2005 года. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" она имеет право на обеспечение жильем или получение социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федеральною бюджета. 2 октября 2013 года она обратилась по месту жительства в администрацию "данные изъяты" сельского поселения с заявлением о постановке па учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Администрация "данные изъяты" сельского поселения отказала ей в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении с ссылкой на п.4 части 1 ст. 11, п.3 ст. 13 и ч. 1 ст. 16 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений". С данным решением администрации она не согласна, так как на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в собственности жилья не имела, нанимателем жилого помещения не является, намеренных действий по ухудшению жилищных условий не совершала.
В судебном заседании истица Андреева М.А. не присутствовала, реализовав свое право на участие через представителя Корчагину М.И., поддержавшей иск по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика администрации "данные изъяты" сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в судебном заседании не присутствовал.
Представитель третьего лица - администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Степанов М.В. возражал против удовлетворения иска, пояснив, что истица Андреева М.А. не относится к категории участников Великой Отечественной войны и не может претендовать на получение мер социальной поддержки для получения жилья за счет средств федерального бюджета. Истицей совершены намеренные действия по ухудшению жилищных условий, поэтому до истечения пятилетнего срока с указанного времени оснований для принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не имеется.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное истицей Андреевой М.А. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истицы Андреевой М.А. - Давыдовой М.И., поддержавшей апелляционную жалобу, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, поскольку неявка остальных лиц, участвующих в деле, не служит препятствием к рассмотрению дела в апелляционном порядке, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
6 сентября 2013 года Андреева М.А. обратилась в администрацию Чебоксарского района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку в соответствии с законодательством Российской Федерации "О ветеранах", указав в заявлении, что она является ветераном Великой Отечественной войны (л.д.8).
2 октября 2013 года она обратилась с аналогичным заявлением в администрацию "данные изъяты" сельского поселения Чебоксарского района (л.д.10), представив удостоверение ветерана ВОВ серии ВВ N 4854891.
Уведомлением от 06 ноября 2013 года Андреевой М.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по тем основаниям, что истица не подпадает под иные категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Кроме того, указано, что в соответствии с п.3 ст. 13 и ч.1 ст. 16 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" она не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные правоотношения, в пределах предоставленных действующим федеральным законодательством полномочий.
Как следует из материалов дела, Андреева М.А. обладает правами и льготами, установленными ст. 20 Закона "О ветеранах", в соответствии с которой меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, на федеральном уровне указанная статья закона не установила в качестве меры социальной поддержки предоставление жилья, порядок и процедуру предоставления жилых помещений за счет средств федерального бюджета названной категории лиц, к которым отнесена Андреева М.А.
В целях реализации приведенных правовых норм Федерального закона, меры социальной поддержки данной категории лиц, постоянно и преимущественно проживающих в Чувашской Республике, установлены Законом Чувашской Республики "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики" от 24 ноября 2004 года N43 года (в ред. закона N 34 от 26 июля 2013 года). Положениями вышеуказанного закона, такой меры социальной поддержки, как обеспечение жилыми помещениями указанной категории лиц, также не предусмотрено.
17 октября 2005 года в Чувашской Республике принят закон N42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике", пунктом 4 части 1 ст. 11 которого предусмотрено право на получение жилого помещения по договору социального найма лишь гражданам, указанным в ст. ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".
Таким образом, льготного предоставления жилых помещений для лиц, указанных в ст.20 ФЗ "О ветеранах", Закон Чувашской Республики также не содержит.
На основании изложенного судебная коллегия полагает правильным вывод суда в решении о том, что требования истицы о постановке ее на учет нуждающихся в жилье в соответствии с ФЗ "О Ветеранах" в список "Ветераны ВОВ" не основаны на нормах действующего законодательства.
В апелляционной жалобе содержатся доводы о том, что истица подпадает под категорию граждан, названных в Указе Президента РФ N 714 от 7 мая 2008 года, однако эти доводы являются не состоятельными и не влекут отмену решения суда.
То обстоятельство, что истец обладает правами и льготами, установленными ст. 20 ФЗ "О ветеранах" ответчиком не оспаривается. Вместе с тем, при разрешении спора о праве истца на получение жилья, субсидии либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714, судебная коллегия отмечает, что Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории. При этом меры социальной поддержки названных лиц в вопросе обеспечения жильем разняться.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N89-О от 4 апреля 2006 года, Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 ст.2.
В данный перечень не включены лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев.
Вместе с тем, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. от 09.01.10г.), на который ссылается истец в обоснование своих требований, предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Данный Указ предписывает обеспечить жильем в строго установленные сроки лиц из числа двух категорий ветеранов: ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, обладающих правом на получение жилья за счет средств федерального бюджета, указанных в законе "О ветеранах". На иных лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки согласно Федеральному закону "О ветеранах", данный Указ, имеющий целевое назначение, не распространяется. Такой меры социальной поддержки, как предоставление жилья лицам, указанным в ст. 20, к которым отнесена истица, Федеральный закон "О Ветеранах" не установил.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации ФЗ "О Ветеранах".
Доводы апелляционной жалобы на решение суда в указанной части его отмену не влекут, поскольку эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым исключить из мотивировочной части суждения суда со ссылкой на положения ст. 53 ЖК РФ о том, что, снявшись с регистрационного учета по адресу: "адрес", и зарегистрировавшись по адресу: "адрес", истица ухудшила свои жилищные условия с целью приобретения права для признания ее нуждающейся в жилье, и не вправе состоять на учете на получение жилья по общим основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, поскольку истица заявления в администрацию о постановке ее на учет, нуждающихся в жилье по общим требованиям жилищного законодательства, не подавала, отказ истице в постановке на учет, нуждающихся в жилье, по общим основаниям ЖК РФ, администрация не принимала.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истицы Андреевой М.А. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 02 апреля 2014 года оставить без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части указанного решения суждения суда об ухудшении истицей жилищных условий и невозможности реализации права на постановку на учет, нуждающихся в жилье, по общим основаниям.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.