Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Гафарова Р.Р.,
судей Комиссаровой Л.К., Нестеровой А.А.,
при секретаре судебного заседания Казаковой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу представителя истца Романова А.И.- Михайлова О.Л. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 07 апреля 2014 года по гражданскому делу по иску Романова А.И. к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и возложении обязанности поставить на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с даты первоначального обращения,
УСТАНОВИЛА:
Романов А.И. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и возложении обязанности поставить на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с даты первоначального обращения. Исковые требования мотивированы тем, что он проходит службу в звании "данные изъяты" в должности "должность". Стаж службы в органах внутренних дел составляет более 19 лет. Романов А.И. собственного жилья не имеет, по договору безвозмездного пользования жилым помещением от 15.07.2008 г. его семья в составе четырех человек проживает у Р. и пользуется частью жилого дома по адресу: "адрес". Право собственности на жилой дом зарегистрировано за Р. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 25.02.2009 г., о чем выдано свидетельство о праве собственности N.
По настоянию собственника жилого дома и урегулирования жилищных и наследственных правоотношений сторон, а также по настоянию других совершеннолетних детей Р. - ГЕ.И. 10.01.1958г.р., ГИ.И. 02.10.1959 г.р., С.И. 08.01.1965 г.р., и Л.И. 28.08.1971 г.р., между Романовым А.И. и Р. 15 июля 2008 г. был заключен договор ссуды на пользование частью ее дома и проживание в нем.
Как указал истец, 09 сентября 2013 г. он обратился с письменным заявлением в жилищно-бытовую комиссию МВД по Чувашии о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, полагает данный отказ комиссии незаконным, нарушающим его права на жилое помещение, гарантированное сотрудникам МВД РФ действующим законодательством РФ.
Истец указал, что комиссионной проверкой установлено, что истец и члены его семьи не имеют жилья на праве собственности или по договорам социального найма. Ссудодатель Р. не является членом семьи ссудополучателя Романова А.И., совместного хозяйства с ней не ведется, проживает в отдельной комнате на первом этаже.
Ссылаясь на положения Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст.ст. 31, 35 ЖК РФ, постановление Пленума ВС РФ N 14 от 02.07.2009 г., истец просил суд: признать незаконным решение МВД ЧР от 13.11.2013 г. об отказе Романову А.И. в постановке на учет для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; возложить на МВД ЧР обязанность поставить Романова А.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, предусмотренной ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с даты первоначального обращения, то есть с 09 сентября 2013 г.
Определением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 15января 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен МО МВД РФ " Ш".
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 07 апреля 2014 года постановлено:
В удовлетворении искового заявления Романова А.И. к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным решения МВД ЧР от 13 ноября 2013г. об отказе Романова А.И. в постановке на учет для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; возложении на МВД ЧР обязанности поставить Романова А.И. на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, предусмотренной ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с даты первоначального обращения, то есть с 09 сентября 2013 года, отказать.
На указанное решение представителем Романова А.И.- Михайловым О.Л. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения со ссылкой на его незаконность и необоснованность, просит вынести по делу новое решение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Романов А.И., его представитель Михайлов О.Л., третье лицо Романова З.В. апелляционную жалобу поддержали.
Остальные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Романов А.И. проходит службу в органах внутренних дел с 25 марта 1994 года, является сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации проходит службу в должности "должность". Стаж службы в органах МВД РФ составляет более 20 лет.
09 сентября 2013 года Романов А.И. подал заявление на имя министра внутренних дел по Чувашской Республики о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В заявлении истец указал, что срок его службы по состоянию на 09 сентября 2013 года составляет 20 лет 10 месяцев 06 дней. В качестве членов своей семьи указал Р.1, Р.2, Р.3, также указал, что он, его семья не имеют помещений, занимаемых по договору социального найма, и (или) принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) на территории Российской Федерации.
К данному заявлению были приложены необходимые документы в соответствии с требованиями статьи 5 "Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации".
06 ноября 2013 г. на заседании комиссии по рассмотрению заявлений сотрудников о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или -строительств а, жилого помещения (протокол N 21) Романову А.И. отказано в постановке на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты на основании отсутствия условий постановки на учет, в связи с тем, что представленные документы не соответствуют требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года.
Из письма, направленного в адрес Романова А.И., следует, что основанием для отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, послужило то обстоятельство, что в настоящее время сам заявитель (Романов А.И.), члены семьи проживают в жилом доме принадлежащем "родство" заявителя на праве личной собственности, общей площадью "0" кв.м., таким образом обеспеченность на одного члена семьи более 15,0 кв. м. ( "0" кв.м. : 5 чел. = "0" кв.м.).
В соответствии со статьи 44 Закона "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно части 2 статьи 4 названного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 247-ФЗ). Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 ФЗ N 247-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 "Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1223 "О предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2012 г., принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. При этом названным пунктом Правил определен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению.
В силу п. 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Из анализа вышеприведенных положений Правил следует, что именно на заявителе лежит обязанность представить документы, подтверждающие его право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ.
Согласно выписке из протокола N 21 заседания комиссии от 06 ноября 2013 года и объяснениям представителя ответчика причиной к отказу в постановке истца на учет явилось то, что с 1999 г. по настоящее время Романов А.И. постоянно зарегистрирован в доме "адрес", общей площадью "0" кв. м, собственником которого является Р. С учетом положений ст. 31 ЖК РФ истец признан членом семьи собственника жилого помещения Р. Таким образом, на каждого члена семьи приходится более 15 кв. м общей площади.
При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец не только зарегистрирован в доме "адрес", но фактически с 1999 года постоянно проживает по указанному адресу, являясь членом семьи собственника указанного дома. Упомянутым жилым домом истец пользуется на основании договора безвозмездного пользования, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25 февраля 2009 г. дом находится в собственности его "родство" Р.
Согласно выписке из похозяйственной книги от 21 февраля 2013 г., выданной администрацией " ... " сельского поселения " ... " района Чувашской Республики, а также акту проверки жилищных условий заявителя от 11 июля 2013 г. истец Романов А.И. с женой и детьми вселен в дом "адрес" собственником Р. в качестве членов семьи собственника. Доказательств, достоверно подтверждающих факт прекращения семейных отношений истца с "родство" Р. суду не было представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что акт проверки жилищных условий был составлен жилищно-бытовой комиссией без выезда на место и подписан истцом в отделе кадров ОМВД РФ " Ш", не опровергают выводы суда, поскольку названный акт истцом не оспаривался и незаконным в установленном порядке признан не был. Кроме того, в жалобе не утверждается, что содержание данного акта не соответствует фактическим обстоятельствам, и доказательства этого суду не были представлены.
Доводы о том, что 07 апреля 2014 г. во время судебного разбирательства истцом и его представителем Михайловым О.Л. было заявлено о подложности доказательств (акта проверки жилищных условий истца), и что суд не потребовал от ответчика представить доказательства отсутствия у истца нуждаемости в жилом помещении, также являются несостоятельными и основанием для отмены решения служить не могут, поскольку никаких данных о подложности акта судом не было установлено, а обязанность доказывать право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ возложена законом на заявителя, а такие доказательства суду не были представлены.
Ссылка в жалобе на договор ссуды от 15.07.2008 г. основанием для отмены решения суда служить не может, поскольку данный договор исследовался и оценивался судом первой инстанции при принятии решения с учетом совокупности других имеющихся в деле доказательств. Суд пришел к основанному на имеющихся в деле доказательствах выводу о том, что Романов А.И. является членом семьи собственника жилого дома Р., и что он обеспечен жилой площадью в размере, превышающем учетную норму.
С учетом изложенных обстоятельств, суд правомерно не нашел оснований для удовлетворения требований Романова А.И. о признании незаконным решения МВД ЧР от 13 ноября 2013 г., об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения с 09 сентября 2013 г.
Собранные по делу доказательства оценены судом в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылки в апелляционной жалобе на допущенное судом нарушение гражданских процессуальных норм является безосновательным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают законность решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и поэтому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
При таких обстоятельствах предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя истца Романова А.И.- Михайлова О.Л. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 07 апреля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.