Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Юркиной И.В., Шумилова А.А.,
при секретаре Демкиной Д.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Николаевой О.В. к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке,
поступившее по апелляционной жалобе представителя истицы Николаевой О.В. - Козиной Р.М. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 19 мая 2014 года, которым постановлено:
"В иске Николаевой О.В. к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений вне очереди отказать.".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения истицы Николаевой О.В. и ее представителя Козиной Р.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика администрации Канашского района Чувашской Республики Ковшовой В.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаева О.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Николаева О.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является сиротой, так как ее отец ... умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ... умерла ДД.ММ.ГГГГ. На день смерти матери истица проживала в квартире "адрес", в которой состояла на регистрационном учете до 2008 года. С 2002 по 2004 годы истица обучалась в ... и находилась на полном государственном обеспечении как сирота. Поскольку до 2008 года истица состояла на регистрационном учете по
месту своего жительства, то она полагала, что состоит на учете в администрации Урмарского района Чувашской Республики как сирота. В связи с этим в августе 2013 года истица обратилась в администрацию Урмарского района Чувашской Республики с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако письмом от 9 января 2014 года администрация Урмарского района Чувашской Республики сообщила ей о том, что оснований для включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем не имеется. В настоящее время истица зарегистрирована в Канашском районе Чувашской Республики, поэтому полагает, что администрация Канашского района Чувашской Республики обязана предоставить ей специализированное жилое помещение во внеочередном порядке, так как своего жилья она не имеет и вынуждена проживать у родственников.
В судебном заседании истица Николаева О.В. и ее представитель Козина Р.М. иск поддержали по изложенным в нем основаниям и суду дополнили, что в 2001 году истица обращалась в администрацию ... сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот, и была принята на такой учет, но до настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено. В 2013 году в администрации ... сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики истице порекомендовали обратиться в администрацию Урмарского района Чувашской Республики. С 21 августа 2008 года истица состоит на регистрационном учете в доме родителей мужа в "адрес", но по месту жительства до 1 января 2013 года в администрацию ... сельского поселения Канашского района Чувашской Республики она не обращалась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма как лицо из числа детей-сирот, после 1 января 2013 года по настоящее время в администрацию Канашского района Чувашской Республики она также не обращалась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Канашского района Чувашской Республики Ковшова В.А. исковые требования не признала, пояснив, что до достижения 23-летнего возраста истица не обращалась в администрацию Канашского района Чувашской Республики с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поэтому Николаева О.В. не имеет право на обеспечение жильем в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем истицы Николаевой О.В. - Козиной Р.М. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) и абзацу четвертому статьи 1, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись во внеочередном порядке, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1). Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения
могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истица на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истицу лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истица Николаева О.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются ... и ...
Отец истицы ... умер ДД.ММ.ГГГГ, мать истицы ... умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам дела истица Николаева О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ... и находилась на полном государственном обеспечении как учащаяся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела также следует, что до ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована по адресу: "адрес", а с ДД.ММ.ГГГГ истица зарегистрирована по адресу: "адрес".
Из сообщения администрации Канашского района Чувашской Республики от 10 апреля 2014 года следует, что истица Николаева О.В. не обращалась в администрацию Канашского района Чувашской Республики с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Администрация ... сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики в письме от 23 апреля 2014 года указала, что истица Николаева ( ... ) О.В., проживавшая до ДД.ММ.ГГГГ в ... , с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в том числе и как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Николаевой О.В. о возложении на администрацию Канашского района Чувашской Республики обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет. Между тем, Николаева О.В. в администрацию Канашского района Чувашской Республики с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не обращалась, на учете нуждающихся в жилых помещениях в данном органе местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состояла, на момент обращения в суд с заявлением истице исполнилось 23 года, а достижение 23 лет препятствует льготному обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден
материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не истребовал из администрации ... сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики, администрации Урмарского района Чувашской Республики данных о постановке истицы на учет в качестве нуждающихся в жилых помещении и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку в рассматриваемой ситуации ответчиком является администрация Канашского района Чувашской Республики, в связи с чем сведения из органов местного самоуправления Урмарского района Чувашской Республики относительно истицы не имеют правового значения для разрешения заявленного спора.
Что касается иных доводов апелляционной жалобы, то они по своей сути сводятся к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением позиции представителя истицы относительно возникшего спора и собственного мнения о правильности разрешения дела, в связи с чем изложенные доводы не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя Николаевой О.В. - Козиной Р.М. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 19 мая 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.