Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Никифоровой Р.Ф.,
при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу Козловой Л.А. и ее представителя Волкова В.М. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 02 июня 2014 года по гражданскому делу по иску Козловой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии (далее - УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР) от /../ сентября 2014 года N Козловой Л.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) по мотиву отсутствия необходимого 30-летнего специального стажа для назначения пенсии. Специальный стаж определен в 16 лет 10 месяцев 4 дня.
Не согласившись с указанным решением, Козлова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением с учетом уточнений (л.д. "данные изъяты") об обязании УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР включить в специальный стаж периоды работы с /../ июня 1983 года по /../ июня 1983 года в должности медицинской сестры терапевтического отделения "больницы"; с /../ ноября 1988 года по /../ июня 1991 года в должности заведующей здравпунктом энерготехникума медсанчасти "завода"; с /../ октября 2001 года по /../ мая 2004 года в должности фельдшера предрейсового осмотра ОАО "Г"; с /../ мая 2004 года по /../ июля 2007 года в должности фельдшера предрейсового осмотра ЗАО "Г"; с /../ августа 2007 года по /../ марта 2013 года в должности заведующей здравпунктом - фельдшером ЗАО "Г", с /../ апреля 2013 года по /../ сентября 2013 года в должности фельдшера ЗАО "Г", назначить досрочную трудовую пенсию по старости с /../ сентября 2013 года.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком необоснованно не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, спорные периоды работы, хотя Козлова Л.А. осуществляла лечебную деятельность, в связи с чем просит решение УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР признать незаконным, а ее требования удовлетворить.
В суде первой инстанции представитель истца Волков В.М. исковые требования поддержал.
Истец Козлова Л.А., представитель ответчика УПФ РФ в г.Чебоксары Чувашской Республики, представители третьих лиц ЗАО "Г", БУ "МЦ" в суд не явились.
Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от /../ июня 2014 года постановлено: обязать УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР включить Козловой Л.А. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с /../ ноября 1988 года по /../ июня 1991 год в должности заведующей здравпунктом энерготехникума медсанчасти "завода"; с /../ августа 2007 года по /../ марта 2013 года в должности заведующей здравпунктом-фельдшером ЗАО "Г". В остальной части требований отказано.
Данное решение обжаловано истцом Козловой Л.А. и ее представителем Волковым В.М. на предмет отмены в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с /../ октября 2001 года по /../ мая 2004 года в должности фельдшера предрейсового осмотра ОАО "Г", с /../ мая 2004 года по /../ июля 2007 года в должности фельдшера предрейсового осмотра ЗАО "Г" и с /../ апреля 2013 года по /../ сентября 2013 года в должности фельдшера ЗАО "Г" - всего 6 лет 2 месяца 19 дней, и назначении пенсии с /../ сентября 2013 года. В жалобе указано, что судом при принятии решения не приняты во внимание доводы, изложенные в заявлении от /../ июня 2014 года. Истец и его представитель полагают, что ответчиком суду не представлены документы, подтверждающие отсутствие у Козловой Л.А. права на досрочную трудовую пенсию по старости. Она с начала организации предприятия по настоящее время добросовестно выполняет свою работу и возложенные на нее обязанности, осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в этом же трудовом коллективе. В организации существовали медицинские пункты, вся ошибка заключается в их неправильном оформлении работодателем. Козлова Л.А. была принята на должность медработника-диспетчера, проводила медицинские осмотры водителей транспортных средств. При рассмотрении дела суд обосновал свои выводы, ссылаясь на недействующий Устав АО "Г", хотя АО "Г" и ОАО "Г" - это разные организации. Кроме того, считает неверным принятие в качестве доказательств документов, представленных третьим лицом, поскольку в них имеются ошибки по оформлению.
В судебном заседании Козлова Л.А., ее представитель Волков В.М. апелляционную жалобу поддержали.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Чебоксары ЧР, представители третьих лиц ЗАО "Г", БУ "МЦ", извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явились. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из трудовой книжки Козловой Л.А., приказом N л/с от /../ октября 2001 года она была принята на работу в ОАО "Г" в порядке перевода на должность фельдшера предрейсового осмотра. Вместе с тем, из содержания самого приказа N л/с от /../ октября 2001 года и заявления Козловой Л.А. о приеме на работу следует, что с /../ октября 2001 года Козлова Л.А. принята на работу в ОАО "Г" мед.работником-диспетчером (л.д. "данные изъяты") и проработала в указанной должности до /../ августа 2007 года, когда приказом от /../ августа 2007 года она с должности диспетчера автомобильного транспорта (совместитель - медицинская сестра) была переведена на должность заведующего здравпунктом - фельдшера (л.д. "данные изъяты").
Согласно штатным расписаниям ОАО "Г" на /../ ноября 2001 года (л.д. "данные изъяты"), на /../ октября 2002 года (л.д. "данные изъяты"), на /../ ноября 2002 года (л.д. "данные изъяты"), на /../ июля 2003 года (л.д. "данные изъяты"), на /../ августа 2003 года (л.д. "данные изъяты"), на /../ января 2004 года (л.д. "данные изъяты"), на /../ апреля 2004 года (л.д. "данные изъяты") должность мед.работника-диспетчера записана в графе I - "Инженерно-технические работники".
С /../ мая 2004 года по /../ июля 2007 года истица осуществляла трудовую деятельность в ЗАО "Г".
Согласно штатному расписанию ЗАО "Г" на /../ июня 2004 года (л.д. "данные изъяты"), на /../ сентября 2004 года (л ... "данные изъяты"), на /../ ноября 2004 года (л.д. "данные изъяты"), на /../ декабря 2004 года (л.д. "данные изъяты"), на /../ января 2005 года (л.д. "данные изъяты"), на /../ марта 2005 года (л.д. "данные изъяты"), на /../ июня 2005 года (л.д. "данные изъяты") на /../ октября 2005 года (л.д. "данные изъяты"), штатных расписаниях на /../ апреля 2006 года, на /../ сентября 2006 года, на /../ ноября 2006 года, штатных расписаниях на /../ апреля 2007 года (л.д. "данные изъяты"), на /../ июня 2007 года (л.д. "данные изъяты") ее должность указана как "диспетчер-мед.работник" и также отнесена к графе I - "Инженерно-технические работники".
Должность фельдшера предрейсового осмотра штатными расписаниями за указанный период не предусмотрена, из объяснений представителя 3 лица Федорова Н.М., а также письменных объяснений Козловой Л.А. также следует, что Козлова Л.А. была принята на работу в качестве медицинского работника-диспетчера (л.д. "данные изъяты").
С /../ апреля 2013 года Козлова Л.А. была переведена на должность фельдшера (л.д. "данные изъяты").
В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ досрочные трудовые пенсии по старости назначаются лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения при условии работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 ст. 27 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила 2002 года).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П, введение Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01 января 2002 года нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). С учетом указанной правовой позиции при рассмотрении дела подлежат также применению нормы пенсионного законодательства, действовавшие в спорные периоды работы истца, в случае если они предоставляли льготы и гарантии, не предусмотренные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним Постановлениями Правительства Российской Федерации.
До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и указанных выше Списка и Правил, вопросы назначений досрочной трудовой пенсии по старости регулировались ст. 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми во исполнение указанного Закона Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список 1999 года) и Правилами исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслуг лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Правила 1999 года), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
Утверждая Список, Правительство Российской Федерации, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, раскрывая понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждения здравоохранения", установило конкретный и ограниченный перечень должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Исходя из этого, в специальный стаж подлежит включению не любая медицинская деятельность, а только та, что протекала в должности и в учреждениях здравоохранения, перечисленных в Списке.
Должность фельдшера в Списках 1999 и 2002 годов имеется.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Согласно п. 2.1 Устава ЗАО "Г" (л.д. "данные изъяты"), п.3.1 Устава ОАО "Г" (л.д. "данные изъяты"), общество является производственно-коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли, формирования рынка товаров и услуг, создания дополнительных рабочих мест. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется действующим законодательством, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
ОАО "Г", ЗАО "Г" по своей организационно-правовой форме не являются учреждениями здравоохранения. Соответственно осуществление медицинской деятельности в указанных организациях не дает права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Исходя из положений указанных Уставов, а также статей 66, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации ЗАО и ОАО "Г" учреждениями здравоохранения не являются.
В силу пункта 6 Правил 2002 года в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в различных структурных подразделений организаций (воинских частей), в том числе в фельдшерских здравпунктах, медицинских пунктах.
Поскольку доказательств наличия в спорные периоды работы истца в ОАО "Г", ЗАО "Г" структурных подразделений, предусмотренных п.6 названных выше Правил, суду не представлено, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в оспариваемой части.
Доводы жалобы о необоснованном принятии судом документов от ЗАО "Г" являются необоснованными. В соответствии со ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие доказательства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. С целью исследования всех юридически значимых обстоятельств судом на обсуждение сторон был поставлен и разрешен вопрос о привлечении ЗАО "Г" к участию в деле в качестве третьего лица и истребовании документов, позволяющих установить указанные обстоятельства. Учитывая изложенное, судом все представленные документы приняты правомерно.
Предметом судебной проверки при оспаривании решения пенсионного органа, является проверка законности и обоснованности решения, принятого на основании представленных документов. Представленные пенсионному органу документы не позволяли признать за истцом право на включение спорных периодов в специальный стаж. Лишь дополнительно представленные в суд документы позволили суду сделать вывод о возможности включения в специальный стаж ряда периодов. Вместе с тем, применительно к периодам работы с /../ октября 2001 года по /../ июля 2007 года и с /../ апреля 2013 года по /../ сентября 2013 года суду доказательства, позволяющие включить их в специальный стаж, представлены не были.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой, данной судом имеющимся доказательствам, и основаны на неверном толковании норм материального права.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Козловой Л.А. и ее представителя Волкова В.М. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 02 июня 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.