Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Шомахова Р.Х.
судей Тхагалегова З.Т. и Мисхожева М.Б.
при секретаре Геттуеве А.А.
с участием: представителя МКУ "Управление муниципального контроля Местной администрации городского округа Нальчик" - ФИО6 и представителя Машокова ФИО11 - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по исковому заявлению Муниципального казенного учреждения "Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Местной администрации городского округа Нальчик" и Муниципального казенного учреждения "Управление муниципального контроля Местной администрации городского округа Нальчик" к Машокову ФИО12 о возложении обязанности засыпать котлован и привести земельный участок в первоначальное состояние,
по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения "Управление муниципального контроля Местной администрации городского округа Нальчик" на решение Нальчикского городского суда КБР от 4 июля 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
МКУ "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик" обратилось в суд с исковым заявлением к Машокову ФИО13 об освобождении самовольно занятого земельного участка.
Требования были мотивированы тем, что Машоков ФИО14 не имея разрешительной документации и правоустанавливающих документов на земельный участок, осуществил самовольное занятие земельного участка площадью 31,0х16,0 м., расположенного по "адрес", в г. Нальчике, путем возведения капитального объекта, в подтверждение чего ссылается на акт обследования земельного участка от 16.01.2014 года, схему размещения незаконно возведенного двухэтажного жилого дома и фотографии названного участка.
В исковом заявлении приводились положения ст.ст. 222, 304 Гражданского кодекса РФ, ст. 60 Земельного кодекса РФ, п.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В ходе производства по делу произошла реорганизация истца, в результате которой его наименование изменилось на Муниципальное казенное учреждение "Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений городского округа Нальчик", а также третьего лица - МКУ "Департамент по управлению городским имуществом городского округа Нальчик" - на МКУ "Управление городского имущества Местной администрации городского округа Нальчик".
В судебном заседании 12.05.2014 года истец уточнил исковые требования, указав, что ответчиком на земельном участке, предоставленном ему на праве долевой собственности постановлением главы администрации г.о. Нальчика от 04.04.2014 года N616, вырыт котлован для капитального строительства без проектно-разрешительной документации, в связи с чем, просил обязать ответчика засыпать котлован и привести земельный участок в первоначальное состояние за свой счет.
Протокольным определением от 04.07.2014 года по ходатайству представителя истца к участию в деле в качестве соистца привлечено Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципального контроля Местной администрации городского округа Нальчик".
Решением Нальчикского городского суда КБР от 4 июля 2014 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
С соистцов в пользу ответчика были взысканы расходы на оплату услуг представителя в сумме "данные изъяты" рублей в равных долях, по "данные изъяты" рублей с каждого.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, МКУ "Управление муниципального контроля Местной администрации городского округа Нальчик" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить данное решение и удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, и в заявлении о взыскании представительских расходов отказать.
В жалобе указывается, что Машоков ФИО15 без соответствующей на то разрешительной документации, вырыл котлован под строительство капитального объекта размерами 31,0 м. х16,0 м., что подтверждается: актом обследования земельного участка от 16.01.2014г.; фотографией самовольно занятого земельного участка; схемой размещения незаконно возведенного двухэтажного жилого дома.
Тем самым, выявлено нарушение гражданского и земельного законодательства РФ, выразившееся в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке разрешительных и правоустанавливающих документов.
Приводятся положения ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, и указывается, что никаких из перечисленных в первой норме документов у ответчика нет, и суд их не истребовал, ответчик также не обращался в Местную администрацию за выдачей правоустанавливающих документов.
В данном случае нарушены права смежных землепользователей, которые неоднократно обращались в Местную администрацию и Прокуратуру г. Нальчика с жалобами на Машокова ФИО16
Судом не исследованы все обстоятельства, имеющие значение для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела и принятия законного акта.
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х., изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб в отсутствие надлежащим образом извещенных, но неявившихся в судебное заседание Машокова ФИО17 а также представителей МКУ "Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений городского округа Нальчик" и МКУ "Управление городским имуществом Местной администрации городского округа Нальчик", выслушав поддержавшую жалобу представителя МКУ "Управление муниципального контроля Местной администрации городского округа Нальчик" - ФИО6 и возражавшего против удовлетворения жалобы представителя Машокова ФИО18 - ФИО5, Судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением и.о. главы местной администрации городского округа Нальчик от 4 апреля 2014 года N616 за Машоковым ФИО19 закреплен земельный участок, расположенный по "адрес", с кадастровым номером N площадью 470,0 кв.м. на праве долевой собственности, доля в праве 2/5 (188,0 кв.м.), предоставленный для индивидуального жилищного строительства, из земель населенного пункта (л.д.83).
Как указано в этом постановлении, основанием для его принятия послужили в том числе, договор купли-продажи от 02.03.2007г., решение Нальчикского городского суда КБР от 07.05.2013г., апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС КБР от 25.07.2013г., определение Президиума ВС КБР от 20.12.2013г.
Из пояснений представителя ответчика следует, что котлован на указанном земельном участке вырыт под строительство одноэтажного жилого дома.
В материалах дела отсутствуют документы, содержащие технические характеристики и параметры строящегося объекта, а также данные о его назначении.
Вместе с тем, в силу п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, жилые дома также относятся к объектам капитального строительства.
Соответственно, как следует из материалов дела и пояснений стороны ответчика, на указанном земельном участке Машоков ФИО20 начал строительство объекта капитального строительства без получения разрешения на это.
Отказывая в удовлетворении уточненных исковых требований, суд первой инстанции со ссылками на положения п.1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп.2 п.1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации и ч.3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не усмотрел в действиях ответчика правонарушений, последствия которых подлежат устранению по иску истцов.
Однако, по нижеследующим основаниям, Судебная коллегия полагает позицию суда первой инстанции основанной на неправильном применении норм материального права (ч.2 ст. 330 ГПК РФ).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Предусмотренное подп.2 п.1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые строения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, также ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
При этом, в силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основе разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Перечень случаев, при которых выдача разрешения на строительство не требуется, перечислен в ч. 17 указанной статьи.
Последняя норма и действующее законодательство в целом не содержат права на капитальное строительство жилого дома без получения разрешения на строительство.
Не предоставлено такое право и положениями ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и ч.3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку они регулируют иные права - связанные с подготовкой проектной документации и получением разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.
Из анализа положений ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешение на строительство является не только документом, подтверждающим соответствие проектной документации установленным требованиям, но и документом, дающим право осуществлять строительство в течение срока его действия, а также подтверждающим правомерность действий по возведению объекта капитального строительства.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в силу п.6 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают, в том числе и органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В соответствии с Постановлением Местной администрации г.о. Нальчик от 3 апреля 2014 года N 595 и Порядком принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений городского округа Нальчик", утвержденным Решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 28 февраля 2014 года N 192 создано МКУ "Управление муниципального контроля Местной администрации городского округа Нальчик" (далее по тексту- Управление).
Согласно Уставу Управления, утвержденному Постановлением Местной администрации городского округа Нальчик КБР от 11.04.2014 N 674 (ред. от 05.06.2014), Управление наделено статусом юридического лица (п.1.8 Устава).
В гражданско-правовых отношениях Управление может выступать в качестве истца и ответчика в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах в соответствии с законодательством РФ (п.1.10 Устава).
Основной целью деятельности Управления является выполнение полномочий органов местного самоуправления г.о. Нальчик на осуществление муниципального жилищного контроля, муниципального земельного контроля, организация и проведение контроля в сфере архитектуры и градостроительства организационное обеспечение совместных с федеральными органами действий, необходимых для пресечения, в рамках представленных законом полномочий, фактов самовольного размещения и строительства объектов на территории г.о. Нальчик (п.2.2 Устава).
Управление в установленном законодательством порядке осуществляет муниципальный земельный контроль, и специалисты Управления муниципального земельного контроля имеют право предъявлять в суд требования об устранении выявленных нарушений, о возмещении причиненного вреда (п.п. 2.3.2 и 2.3.2.3 Устава).
Управление осуществляет контроль в сфере архитектуры и градостроительства, в том числе контроль за строительством и реконструкцией объектов капитального строительства (в соответствии с разрешением на строительство, градостроительным планом земельного участка и проектной документацией), в отношении которых государственный строительный надзор не осуществляется и выявление фактов самовольного строительства (п.п. 2.3.3 и 2.3.3.1 Устава), в связи с чем, специалисты градостроительной инспекции Управления при осуществлении контроля, имеют право обращаться в судебные органы с требованием принудительного демонтажа или сноса незаконного объекта за счет его владельца (п. 2.3.4 Устава).
При указанных обстоятельствах, и в связи с неправильным применением вышеуказанных норм материального права (п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ), решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 4 июля 2014 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования Муниципального казенного учреждения "Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений городского округа Нальчик" и Муниципального казенного учреждения "Управление муниципального контроля Местной администрации городского округа Нальчик" удовлетворить.
Возложить на Машокова ФИО21 обязанность за свой счет засыпать котлован и привести в первоначальное состояние земельный участок, расположенный по адресу: КБР, "адрес".
Председательствующий Р.Х. Шомахов
судьи З.Т. Тхагалегов
М.Б. Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.