Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Магадовой А.В. и Гаджиева Б.Г.,
при секретаре: Азизовой З.М.,
рассмотрела апелляционную жалобу представителя администрации ГО "город Каспийск" по доверенности Магомедова Р.А.,
на решение Каспийского городского суда РД от 07 апреля 2014 года, которым постановлено:
"Иск Ахмадовой С. М. - удовлетворить частично Взыскать с Администрации ГО "город Каспийск" в пользу Ахмадовой С. М., "дата" года рождения, задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состояния на 21 февраля 2014 года в размере N тыс. N руб. 52 коп. N) из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
В части заявленных требований к Муниципальному автономному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа "город Каспийск", отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Магадовой А.В., выслушав объяснение Ахмадовой С.М. и объяснение представителя Муниципального автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа "город Каспийск" по доверенности Багомедова А.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахмадова С.М. обратилась в Каспийский городской суд с иском к Администрации ГО "город Каспийск", Муниципальному автономному учреждению (МАУ) "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа "город Каспийск" о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере N тыс. N руб. 52 коп.
В обоснование иска указано, что истец является получателем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В нарушение Правил финансирования расходов на предоставление субсидий, постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 761, Постановления Правительства РД от 26.08.2011 г. за N 294, Порядка перечисления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в РД ответчиком не производятся начисления субсидий, в связи с чем образовалась задолженность перед истцом по выплате субсидий в размере N. N руб. 52 коп., в результате чего образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг.
В судебном заседании истица Ахмадова С.М. исковые требования поддержала и просила удовлетворить, по основаниям указанным в иске.
Представитель Администрации ГО "город Каспийск" на заседание не явился, согласно письма просит рассмотреть дело без участия их представителя.
Представитель МАУ "Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг ГО " "адрес"" на заседание не явился, надлежащим образом извещен о слушании дела, об уважительных причинах своей не явки суду не сообщил, дело рассмотрено без участия их представителя.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации ГО "город Каспийск" Магомедов Р.А. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывается, что Уполномоченный орган по выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг МАУ "МФЦ по г.Каспийск" представил документы, подтверждающие о неполном финансировании Министерством финансов РД переданных полномочий. Это и явилось причиной возникновения задолженности по субсидиям.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 4, ст. 5 Закона РД от 24 декабря 2007 года N 68 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" и п. 10 Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан утвержденного Постановлением Правительства РД от 26.08.2011 N 294 Министерство финансов Республики Дагестан, обязанность по выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лежит на Министерстве финансов РД.
В материалах дела нет документов, подтверждающих о том, что задолженность по оплате коммунальных услуг образовалась в результате незаконного осуществления переданных государственных полномочий Республики Дагестан и судом такое обстоятельство не было установлено.
Суд пришел к выводу, что МАУ "МФЦ по г. Каспийск" выполнил свои обязательства перед истицей надлежащим образом, а Администрация городского округа "город Каспийск" не выполняет в должной мере, обязательств, возложенных на него законом по своевременной выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При этом суд не указывает, в чем выражается не исполнение своих обязательств Администрацией городского округа "город Каспийск".
Администрация городского округа "город Каспийск" свои обязательства по оплате субсидий исполняет в полном объеме. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий Республики Дагестан Администрация городского округа "город Каспийск" и ее должностные лица были бы привлечены к ответственности.
Факты неисполнения или ненадлежащее исполнение государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Администрацией городского округа "город Каспийск" не представлены.
Проверив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 и 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 этого же Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги по общему правилу вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В случае если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч.6 ст. 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, на основании ч. 1 этой же статьи гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При этом субсидии таким гражданам предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 ЖК РФ), финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 159 ЖК РФ), субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного ч. 1 ст. 155 ЖК РФ (часть 4 статьи 159 ЖК РФ).
Такие права на получение субсидий имеет и собственник жилого помещения (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий и т.д. устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).
Правилами финансирования расходов на предоставление субсидий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", предусмотрено, что финансирование расходов на выплату субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а согласно пункту 71 этих Правил порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 этих Правил органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
Статьей 5 Закона РД от 24 декабря 2007 года N 68 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Во исполнение приведенных норм права постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 августа 2011 года N 294 "Об утверждении Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан" утвержден Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан.
Этим Порядком предусмотрена обязанность органов местного самоуправления перечисления средств на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.
Из материалов дела следует, что Ахмадова С.М. является собственником жилого помещения, по адресу: РД., "адрес" общей площадью N кв.м., и признана получателем субсидий для оплаты коммунальных услуг.
Согласно справке-расчету, выданной 21.02.2014г. МАУ "МФЦ" г. Каспийска, по состоянию на январь 2014 года были начислены субсидии на сумму N руб., оплачено N руб. долг составил N руб. этот размер подлежащих выплате Ахмадовой С. субсидий никем не оспаривается, они ей не выплачены, что не отрицается как представителем МАУ "МФЦ" г. Каспийска, так и представителем Администрации ГО "город Каспийск", указывая, что указанные деньги по выплатам субсидий поступают несвоевременно.
Невыплатой субсидий нарушено право Ахмадовой С.М. на их получение. При указанных обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований Ахмадовой С.М.
Как это выяснено судом первой инстанции, начислением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг занимается МАУ "МФЦ" г. Каспийска, который сообщает соответствующие сведения Администрации ГО "город Каспийск" для перечисления сумм субсидий на лицевые счета их получателей.
Установлено также, что Администрацией ГО "город Каспийск" по состоянию на январь 2014г. выплата начисленных Ахмадовой С. субсидий на указанную выше сумму не произведена.
В связи с этим суд правильно пришел к выводу о том, что требования Ахмадовой С. к Администрации ГО "город Каспийск" подлежат удовлетворению, отказав в то же время в удовлетворении требований к МАУ "МФЦ" г. Каспийска, которое не является органом, уполномоченным на перечисление субсидий на лицевые счета получателей субсидий.
Судом установлено, что причиной не выплаты субсидий Ахмадовой С. является то, что Республика Дагестан, за счет бюджета которой выплачиваются суммы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, передав Администрации ГО "город Каспийск" государственные полномочия по выплате субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, не передала ГО "город Каспийск" соответствующие финансовые средства (субвенции).
Указанное обстоятельство не может свидетельствовать о незаконности как решения суда, поскольку Ахмадова С. имеет право на получение указанных субсидий, обязанность по их выплате согласно приведенным нормативным актам возложена на органы местного самоуправления, а отсутствие финансирования указанных расходов и не выделение Республикой Дагестан Администрации ГО "город Каспийск" субвенций на эти цели не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований Ахмадовой С.
Законом Республики Дагестан от 28 декабря 2012 года N 101 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" были предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, в том числе и бюджету городского округа "город Каспийск" на предоставление и обеспечение предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 2013 год.
Согласно статьям 15, 85-86 и 140 БК РФ подлежали включению в бюджет городского округа переданные городскому округу "город Каспийск" государственные полномочия на предоставление и обеспечение предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Тем самым Ахмадова С. не является участником бюджетных правоотношений, складывающихся между Республикой Дагестан и ГО "город Каспийск" по поводу финансирования расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, невыполнение Республикой Дагестан полномочий и обязанностей, основанных на этих правоотношениях, должно служить основанием для принятия в установленном порядке Администрацией ГО "город Каспийск" и соответствующими органами государственной власти Республики Дагестан предусмотренных законом мер по вопросам финансирования указанных расходов и не должно влиять на реализацию Ахмадовой С.М. прав на получение субсидий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каспийского городского суда РД от 07 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ГО "город Каспийск" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.