Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Алиевой Э.З.
судей Устаевой Н.Х. и Загирова Н.В.
при секретаре Алиевой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукманова М.З. к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РД о защите пенсионных прав по апелляционной жалобе заместителя управляющего ОПФ России по Республике Дагестан Н.М.Сулейманова на решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от 28 апреля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Лукманова М. З. к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан, представительство ГУ - Управление Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Сергокалинском районе о защите пенсионных прав удовлетворить.
Решение комиссии по назначению и перерасчету пенсий при Управлении Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Сергокалинском районе от 8 апреля 2014 года N об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Лукманову М. З. признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан включить в стаж работы Лукманова М.З., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы с 11 января 2005 года в должности начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаше и Главного государственного санитарного врача по г. Избербаш, Сергокалинскому и Каякентскому району, и назначить пенсию со дня обращения за ее назначением".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., возражения истца по делу Лукманова М.З., просившего оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лукманов М.З. обратился в суд к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан и представителю - Управлению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Сергокалинском районе с иском о защите пенсионных прав, в котором просит решение комиссии по назначению и перерасчету пенсий при Управлении Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Сергокалинском районе от 8 апреля 2014 года N об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Лукманову М.З. признать незаконным и обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан включить в стаж его работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы с 11 января 2005 года в должности начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаше и Главного государственного санитарного врача по г. Избербаш, Сергокалинскому и Каякентскому району, и назначить пенсию со дня обращения за ее назначением.
Ссылается на то, что ответчиком в назначении досрочной пенсии ему отказано, исключив при этом из специального стажа период его работы с 11 января 2005 года в должности начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш, Сергокалинсокму и Каякентскому районах.
Между тем, он, будучи в указанной должности, продолжал выполнять ранее выполняемые на основании ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" функции, в связи с чем нельзя согласиться с решением ответчика в той части, что он не осуществлял врачебную деятельность.
Согласно ст. 27 п.1 пп.20 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочную пенсию имеют не только лица, осуществляющую лечебную деятельность, но и лица, осуществляющие иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Он, выполняя функции главного государственного санитарного врача в г. Избербаш, Сергокалинсокму и Каякентскому районах, осуществляет контроль за реализацией национального календаря профилактических прививок и профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, организует мероприятия по устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и т.д., в связи с чем считает, что выполняемая им работа должна включаться в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заместитель управляющего ОПФ России по Республике Дагестан Н.М.Сулейманов просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что главный санитарный врач выполняет управленческие функции, не связанные с врачебной деятельностью.
Период работы истца с 11 января 2005 года включению в специальный стаж не подлежит.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя ответчика, которые надлежаще извещены о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции (уведомления приобщены к материалам дела), о причине неявки суду не сообщили.
Оснований для признания их неявки в заседание суда апелляционной инстанции уважительной не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время, с 13 ноября 2002 г. действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В названном Списке в качестве учреждений указаны центры, осуществляющие лечебную деятельность по охране здоровья населения, в том числе в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора (независимо от территориальной и ведомственной принадлежности), и поименованы должности. При этом в Списке не указаны в качестве таких учреждений Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные управления.
Кроме того, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 07 октября 2005 г. N 627 Единой номенклатурой учреждений здравоохранения данная федеральная служба не была отнесена к числу учреждений здравоохранения. Не отнесена Федеральная служба к медицинским организациям и приказом Минздрава России от 06 июня 2013 г. N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций".
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322, указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Данная служба осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы.
Лицензии на осуществление медицинской деятельности Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не имеет.
Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не относится к учреждениям здравоохранения, работа в данном органе не засчитывается в специальный стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Как следует из материалов дела, Лукманов М.З. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Сергокалинском районе Республики Дагестан с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, так как без учета стажа работы с 2005 года у истца отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности.
Истец в судебном порядке оспорил отказ в назначении досрочной трудовой пенсии, ссылаясь на то, что период работы с 2005 года подлежит включению в специальный стаж.
Из материалов дела усматривается, что Лукманов М.З. принят на государственную службу и назначен на должность исполняющего обязанности начальника территориального отдела ТУ Роспотребнадзора по РД в г. Избербаше с 11 января 2005 года, с 20 декабря 2005 года - начальником этого же отдела.
Должностным регламентом начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан, утвержденным 11 января 2010 года, определены должностные обязанности истца в качестве начальника территориального отдела, в соответствии с которыми начальником территориального отдела является федеральным государственным гражданским служащим, руководствующимся в своей деятельности, в том числе и, федеральным законодательством о гражданской государственной службе.
Основные обязанности истца Лукманова М.З., как начальника отдела, являющегося государственным гражданским служащим, определены ст. 15 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Лукманов М.З., занимая должность начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в г.Избербаше, Сергокалинском и Каякентском районах, является государственным гражданским служащим, имеющим иные условия пенсионного обеспечения.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что должность Лукманова М.З. в спорный период и наименование юридического лица, где истец осуществлял трудовую деятельность, соответствуют Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, является не обоснованным и не соответствует требованиям закона.
Нельзя признать состоятельным довод истца о том, что функции Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора были возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Данные доводы на материалах дела не основаны.
Доказательств, подтверждающих разделение функций между названными учреждениями либо реорганизацию одного учреждения в другое, в материалы дело не представлено. Место работы истца представляет собой территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Судебная коллегия также исходит из того, что установление для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом РФ в Определении N 197-О от 18 июня 2004 года.
В силу действующего пенсионного законодательства досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим врачебную деятельность, тогда как истец осуществляет контрольно-надзорную деятельность в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, что прямо следует из его должностных регламентов.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Лукманова М.З.
Руководствуясь ст.ст. 328 и 329 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу заместителя управляющего ОПФ России по Республике Дагестан Н.М.Сулейманова удовлетворить.
Решение Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от 28 апреля 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Лукманова М. З. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан, представительство ГУ - Управления Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Сергокалинском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периода работы с 11 января 2005 года и обязании назначить пенсию со дня обращения за ее назначением отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.