Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Алиевой Э.З.
судей Устаевой Н.Х. и Османова Т.С.
при секретаре Магомедовой З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ашикова М.М. к ГУ-ОПФР по РД о включении периода работы в специальный стаж по апелляционной жалобе заместителя управляющего ОПФР по Республике Дагестан Сулейманова Н.М. на решение Ленинского районного суда г.Махачкала Республики Дагестан от 23 апреля 2014 года, которым постановлено:
"Обязать ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по РД зачесть Ашикову М. М. период работы с 02.01.1989г. по 20.11.1996г. на Махачкалинском заводе сепараторов в должности пружинщика в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно п.1 пп.1 ст.27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. N173-Ф3, а также период работы с 04.09.2003г. по 30.11.2012г. в "." группе судов обеспечения тыла Министерства обороны РФ.
Обязать ГУ-Отделение ПФР по РД назначить досрочную трудовую пенсию Ашикову М. М. со дня обращения в ГУ-ОПФР по РД, т.е. 03.04.2014г.".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., возражения Ашикова М.М., просившего решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ашиков М.М. обратился в суд с иском к ГУ-ОПФР РФ по РД о зачете периода работы с 02 января 1989г. по 20 ноября 1996г. на Махачкалинском заводе сепараторов в должности пружинщика в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исковые требования мотивировал тем, что он начал свою трудовую деятельность с 14 октября 1974г. на Махачкалинском заводе сепараторов учеником токаря. Спустя пол года ему был присвоен 2-й разряд токаря.
С 01 февраля 1989 он был переведен на должность пружинщика проработав до 20 ноября 1996г. По достижению трудового стажа более 20 лет он обратился и сдал необходимые документы в ГУ-ОПФР по РД для назначения досрочной трудовой пенсии.
Рассмотрев поданный материал, Отделением ГУ-ОПФР по РД был дан ответ о том, что оснований для назначения пенсии не имеется в связи с тем, что в настоящее время завод не работает и определить характер выполняемых работ в связи с отсутствием необходимых документов для подтверждения характера работ и занятости в полный рабочий день в должности пружинщика, штатного расписания, перечня рабочих мест.
Постановлением Совета Министров N 10 от 26 января 1991 г. утвержден список производств, работ, профессий, должностей и показателей, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение.
Согласно Списку N 2 к данной категории профессий относятся пружинщик (раздел X ХХ1111 шрифт 23200000-13399).
Подтверждением осуществления работ на МЗС за указанный период являются записи в трудовой книжке; справка, уточняющая особый характер работ, подтверждающая характер его работы и занятость полный рабочий день, выданная главным технологом МЗС, архивная справка N "." от "дата"
Общий трудовой стаж составляет более 20 лет и, следовательно, он имеет право на досрочную пенсию, предусмотренную п. 1 пп.1 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3.
Просил также обязать включить ему в специальный стаж период работы с 04 сентября 2003г. по 30 ноября 2012г. в "." группе судов обеспечения тыла Министерства обороны РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заместитель управляющего ОПФР по Республике Дагестан Сулейманов Н.М. просит решение суда отменить по следующим основаниям.
По списку N 2 от 1956 года Разделом N XIV (металлообработка) подразделом N2150200а позицией 17499 пружинщики занятые на обработке горячего металла обладают правом на досрочное назначение пенсии при наличии документов, подтверждающих полную занятость, то есть не менее 80% рабочего времени, а так же характера выполняемых работ.
При обращении за консультацией в отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц пенсионного фонда, истец не предоставил необходимых документов, подтверждающих характер работы, а так же полную занятость пружинщика на Махачкалинском машиностроительном заводе сепараторов. Специалисты указанного отдела направили запрос о проведении проверки стажа и характера работ, которые истец выполнял на указанном предприятии.
В ходе проверки установлено, что подтвердить льготный характер работы не представилось возможным в связи с отсутствием у работодателя документации, подтверждающей характер выполняемых работ.
Период работы с 04 сентября 2003г. по 30 декабря 2012г. в "." группе судов обеспечения тыла отражен без указания кода особых условий труда, что не дает право на досрочное назначение пенсии.
Ашиков М. М. обратился в ГУ-ОПФР в Кировском районе г. Махачкалы за консультацией в отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц о назначении пенсии, по итогам которой ему было дано письмо уведомление, которым он был поставлен в известность о том, что периоды работы с 02 января 1989 по 20 ноября 1996 гг., на Махачкалинском заводе сепараторов в должности пружинщика, а так же период с 04 сентября 2003 по 30 ноября 2012 гг., в "." группе судов обеспечения тыла Министерства обороны РФ не могут быть засчитаны в его льготный стаж.
Таким образом, истец обжаловал действия органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выразившиеся в отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, при этом просил суд обязать ответчика назначить пенсию с 03 апреля 2014 г. не имея на то никаких оснований.
В соответствии со ст. 19 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001г. N173-Ф3, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений настоящего Федерального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 13 указанного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Доводы жалобы об отсутствии кодов особых условий труда за оспариваемый период работы не являются основанием для отмены решения, поскольку Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 173-ФЗ возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ.
Отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд кода особых условий труда в спорный период работы истца, не влечет для Ашикова М.М. неблагоприятные последствия в виде отказа во включении периода работы в льготный стаж, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда лежит на работодателе.
Как усматривается из материалов дела, Ашиковым М.М. в пенсионный орган была предоставлена трудовая книжка, подтверждающая факт его работы в "." группе судов обеспечения тыла Министерства обороны РФ.
Согласно данным трудовой книжки, истец работал в должности моториста, старшего моториста, которая являлась для него основной работой, сведений об одновременном выполнении им другой работы суду не представлено.
Наличие недобросовестных действий работодателя указанного предприятия, выразившихся в непредоставлении соответствующего действительности отчета в пенсионные органы, неперечислении за истца пенсионных отчислений и отсутствие первичных документов о выплате заработной платы, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца.
Факт занятости истца на работах с тяжелыми условиями труда и характер выполняемой работы подтвержден представленными в судебное заседание доказательствами, и отказывая истцу во включении в льготный стаж спорных периодов его работы, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил его в пенсионных правах, поставив в неравные условия с другими категориями граждан, выполнявших аналогичную работу, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, а также учитывая требования ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", районный суд пришел к правильному выводу, что в спорный период работа истца соответствовала особым условиям труда, в течение полного рабочего дня, поэтому обоснованно удовлетворил требования Ашикова М.М. в этой части.
Довод ответчика о том, что истец обжаловал действия органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выразившиеся в отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, при этом просил суд обязать ответчика назначить пенсию с 03 апреля 2014 г., также не может повлечь отмену решения суда, поскольку способ защиты права выбирает обращающееся в суд лицо, и в данном случае Ашиков М.М. обратился с иском и указал ответчика по заявленным им требованиям.
В тоже время, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и в части обязания ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии период работы с 02 января 1989г. по 20 ноября1996г. на Махачкалинском заводе сепараторов в должности пружинщика.
Между тем, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В п. 2 ст. 27 вышеуказанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 пп. "б" Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
В соответствии со Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров от 22 августа 1956 года N 1173, в разделе XIV "Металлообработка" предусмотрены "пружинщики, занятые на обработке горячего металла".
Согласно п. 5 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списком, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списком, не менее 80 процентов рабочего времени.
В п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, указано, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно п. 3 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из п. 4 Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета (п. 13 Порядка).
Из материалов дела следует, что истец обращался в УПФ с макетом пенсионного дела, рассмотрев который в совокупности с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, форму СЗИ - 5К сообщил Ашикову М.М. о том, что оснований для назначения ему досрочной пенсии не имеется в связи с отсутствием специального стажа, спорные периоды не включены в специальный стаж.
Из копии трудовой книжки истца следует, что 11 декабря 1979 года он был принят на работу в Махачкалинский завод сепараторов токарем 4 разряда, 1 января 1989 года переведен слесарем пружинщиком в этом же цехе, уволен 20 ноября 1996 года.
В связи с отсутствием достаточных для решения вопроса о наличии права на досрочную пенсию у истца доказательств, ответчик принял решение о проверке первичных документов.
При проверке ответчиком первичных документов о трудовой деятельности истца в спорный период представлены книги приказов и лицевые счета.
Было установлено, что истец в книгах приказов имеются приказы о переводах истца, однако, заработная плата за весь период ему начислялась как токарю.
В выданной истцу справке, уточняющей особый характер работы или вредные условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии (без указания даты выдачи) указано, что истец работал слесарем- пружинщиком в производстве "металлообработка", сведений о выполнении обязанностей пружинщика в течение полного рабочего дня справка не содержит. Также отсутствуют в ней данные о том, был ли занят истец на обработке горячего металла.
Таким образом, истцом не представлены доказательства выполнения им работы в тяжелых условиях труда с 1 января 1989 года по 20 ноября 1996 года, напротив, из справки, уточняющей особый характер работы или вредные условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, следует, что спорный период с 1 января 1989 года по 20 ноября 1996 года не указан как период выполнения работы пружинщика на обработке горячего металла; в отношении данного периода указано, что по лицевым счетам у истца начисления заработной платы указано как токарю (л.д.20).
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истец не представил доказательства в обоснование своих требований, а поэтому отказывает в удовлетворении иска в указанной части.
Без указанного периода специального стажа для назначения досрочной пенсии с 3 апреля 2014 года у истца не достаточно, в связи с чем в указанной части также в удовлетворении требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 23 апреля 2014 года в части ябязания ГУ-Отделение ПФР по РД включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии Ашикову М.М. период работы с 04 сентября 2003г. по 30 ноября 2012 г. в "." группе судов обеспечения тыла Министерства обороны РФ оставить без изменения, апелляционную жалобу в этой части - без удовлетворения.
В остальной части решение суда отменить, принять в этой части новое решение.
В удовлетворении иска Ашикова М. М. в части включения в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периода работы с 02 января1989г. по 20 ноября 1996г. на Махачкалинском заводе сепараторов в должности пружинщика и обязании ГУ-Отделение ПФР по РД назначить досрочную трудовую пенсию Ашикову М. М. со дня обращения в ГУ-ОПФР по РД - 03 апреля 2014 года отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.