Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.К.
судей - Хираева Ш.М., Ашурова А.И.
при секретаре - Азизовой Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Магдуева А.М. - Раджабовой Н.Б. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 25 июня 2014 года по делу по заявлению Магдуева А. М. о признании действий Министерства труда и социального развития Республики Дагестан незаконными и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛА:
Раджабова Н.Б. в интересах Магдуева A.M., обратилась в суд с заявлением о признании действий Министерства труда и социального развития Республики Дагестан незаконными и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Требования мотивированы, тем, что Магдуев А.М., являясь ветераном Великой Отечественной войны и участником событий в Венгрии в 1956 году, неоднократно обращался в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан по поводу нарушения его прав, предусмотренных Федеральным законом РФ от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" однако, министерством постоянно игнорируются вопросы социальной поддержки указанных категорий граждан.
Так, в письмах Министерства труда и социального развития Республики Дагестан N 10-11/1195 от 21.02.2013г. и N 302/2-11/13-62-992 от 14.02.2014г. указано, что действие Указа Президента РД от 08 апреля 2010 года N 100 "О дополнительных мерах по улучшению материального обеспечения участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", на участников венгерских событий не распространяется, поскольку дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение установлено непосредственным участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Считает, что действия органа власти, в частности Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, нарушают права и законные интересы ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии. Указом Президента РД от 08 апреля 2010 года N 100 (в редакции Указов Президента РД от 19.07.2010г. N 186 и от 06.05.2011г. N 70) предусмотрено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение участникам Великой Отечественной войны в размере 2.000 рублей в месяц. Также, данным Указом Президента РД предусмотрено производить ежегодно в мае единовременную денежную выплату участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в размере 20.000 рублей
Согласно, Федеральному закону "О ветеранах", лица, принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, приравниваются к ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и на основании этого на них в равной степени должны распространяться социальные гарантии, предусмотренные Указом Президента РД от 08 апреля 2010 года N 100.
Магдуев A.M., согласно удостоверению серии ВВ N 6134863, выданному 14.02.2005 года Управлением социальной защиты населения г.Махачкалы, является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст.14 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах".
Просит признать незаконными действия Министерства труда и социального развития РД, выраженные в непредставлении Магдуеву A.M. социальных гарантий, предусмотренных Указом Президента РД от 08 апреля 2010 года N 100 и обязать устранить допущенное нарушение.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 25 июня 2014 года в удовлетворении заявления Магдуева А.М. отказано.
На указанное решение представителем Магдуева А.М. - Раджабовой Н.Б. подана апелляционная жалоба, с просьбой об отмене названного решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Раджабова Н.Б. указывает, что при вынесении решения Советского районного суда РД от 25 июня 2014г. были допущены нарушения норм материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так суд первой инстанции при вынесении решения не принял во внимание установленные обстоятельства и в нарушение ст.258 ГПК РФ, отказал в удовлетворении заявления Магдуева A.M., несмотря на то, что оспариваемые действия органа государственной власти в лице Министерства труда и социального развития РД противоречат требованиям Федерального закона РФ от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и нарушают права ветерана Великой отечественной войны Магдуева A.M.
Кроме того, суд первой инстанции в нарушении требований ст.67 ГПК РФ, в качестве доказательств, имеющих значение для дела, не обоснованно принял во внимание доводы представителя заинтересованного лица - Министерства труда и социального развития РД о том, что действие Указа Президента РД от 08.04.2010г. N 100 распространяется только на ветеранов Великой отечественной войны и не распространяется на участников венгерских событий.
При таких обстоятельствах можно сделать вывод о том, что решение суда вынесено в нарушении требований ст.195 ГПК РФ, в соответствии с которой решение суда должно быть законным и обоснованным, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Магдуев А.М., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя Раджабову Н.Б.
В силу указанного дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.вляется основанием для прекращения или ых действий и применения мер принудительного исполнения не йствий не может быть принята
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, заслушав объяснения Раджабовой Н.Б. - представителя Магдуева А.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства труда и социального развития Республики Дагестан Мутаевой Б.Ш., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан приходит к следующему.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 1 Федерального закона от 12.01.95г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.95 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Согласно Разделу I Приложения к Федеральному закону "О ветеранах" боевые действия в Венгрии в 1956 году указаны в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
На основании Раздела II Приложения к указанному федеральному закону, на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах", т.е. норм определяющих статус ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны.
Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" относит лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956-1957 годах к категории ветеранов боевых действий, приравненных к ветеранам Великой Отечественной войны.
Однако законодатель, приравнивая ветеранов боевых действий, к ветеранам Великой Отечественной войны, а также приравнивая инвалидов боевых действий, к инвалидам войны, не отождествляет их между собой в полном объеме.
Участники боевых действий в Венгрии приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны по льготам, предоставляемым в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95г. N 5-ФЗ "О ветеранах", вместе с тем, действие Указа Президента Республики Дагестан от 8 апреля 2010 года N 100 "О дополнительных мерах по улучшению материального обеспечения участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (указанные выплаты участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов были установлены ранее Указом Государственного Совета Республики Дагестан от 23 июня 2004 года N 160 "О дополнительных мерах социальной поддержки участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов") носит локальный, местный характер, является мерой социальной поддержки определенной категории граждан, и на участников венгерских событий не распространяется, поскольку дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение указанным нормативным актом установлено непосредственно участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для предоставления истцу дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Президента Республики Дагестан от 8 апреля 2010 года N 100, не имеется.
В этой связи необходимо также обратить внимание на действующее постановление Совета Министров Республики Дагестан от 31 декабря 1992 года N 299 "О неотложных мерах по социальной поддержке ветеранов войны, инвалидов и других категорий граждан в Республике Дагестан" (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 7 февраля 2007 года N 35 "О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Дагестан от 31 декабря 1992 года N 299"), согласно которому меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия, вывоз бытовых отходов - в пределах установленных нормативов потребления указанных видов услуг) и жилых помещений, а также топлива (для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления), приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива установлены помимо участников Великой Отечественной войны также и лицам, приравненным к участникам Великой Отечественной войны (в том числе и участникам боевых действий в Венгрии).
Таким образом, доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование норм действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение районного суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Махачкалы от 25 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Раджабовой Н.Б. в интересах Магдуева А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.