Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Алиевой Э.З.
судей Устаевой Н.Х. и Абдуллаева М.К.
при секретаре Магомедовой З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахмедова Р.М. к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании его состоящим на учете на улучшение жилищных условий по апелляционной жалобе истца на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 11 июня 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Ахмедова Р. М. к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании его состоящим на учете на улучшение жилищных условий - отказать".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения адвоката Маллаева М.К. в интересах истца по делу, просившего отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, возражения представителя ответчика по доверенности Омарова Ш.Х., просившего оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахмедов P.M. обратился в суд с иском к МВД по РД о признании его состоящим на учете на улучшение жилищных условий и имеющим право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Свои требования мотивировал тем, что с 17 июня 1996 года состоял на службе в органах внутренних дел в должности милиционера ИВС Унцукульского РОВД.
С 08 июня 1999 г. по настоящее время состоит в очереди на получение жилья в ОВД по "адрес".
Приказом МВД по Республике Дагестан от "дата" N уволен из органов внутренних дел с должности участкового уполномоченного милиции ОВД по Унцукульскому району по ограниченному состоянию здоровья с 21 августа 2009 г.
28 июня 2013г. обратился в Центральную жилищно-бытовую комиссию с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В заявлении сообщал, что помещений, занимаемых по договору социального найма, и (или) принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) на территории Российской Федерации, помимо жилого помещения, в котором зарегистрированы он и члены семьи, не имеет, единовременная социальная выплата по прежним местам службы ему не предоставлялась.
В ответе от 29 июня 2013 г. ЦЖБК МВД по Республике Дагестан сообщается, что имеющаяся в материале копия выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Унцукульского РОВД не является основанием признания его нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящего на жилищном учете до 01 марта 2005 года.
В ответе на запрос от "дата", и.о. начальника ОМВД России по Унцукульскому району сообщается, что действительно он состоял в очереди в ОМВД России по Унцукульскому району для улучшения жилищных условий, согласно поданного им рапорта от "дата" (протокол от "дата"), жилищное учетное дело Ахмедова P.M. в 2006 году утеряно, как и другие дела во время переезда из с. Унцукуль в новое здание ОМВД по Унцукульскому району в пос. Шамилькала Унцукульского района.
В настоящее время установить местонахождение жилищно-учетного дело Ахмедова P.M. не представляется возможным.
Просит признать состоящим на учете для улучшения жилищных условий в ОМВД России по Унцукульскому району с 08 июня 1999 г. и имеющим право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать ЦЖБК МВД по Республике Дагестан принять его на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья и взыскать с МВД по Республике Дагестан "." рублей в счет погашения расходов на услуги представителя.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец по делу просит решение суда отменить по доводам, приведенным в исковом заявлении.
Также указывает на то, что при принятии решения допущены нарушения норм статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому решение суда должно быть законным и обоснованным, и части 4 ст. 198 указанного кодекса, согласно которой в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд, а также требование о том, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также о том, что суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
28 июня 2013 г. истец обратился в Центральную жилищно-бытовую комиссию с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В ответе от 29 июня 2013 г., ЦЖБК МВД по Республике Дагестан сообщается, что имеющаяся в материале копия выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Унцукульского РОВД не является основанием для признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на жилищном учете до 01 марта 2005 года, в связи с чем предлагает истцу представить оригинал (жилищного) учетного дела.
Между тем, ведение такого дела каким-либо нормативным правовым актом не предусмотрено.
Жилищное учетное дело истца, оформленное сотрудниками отдела из числа членов жилищно-бытовой комиссии Унцукульского РОВД, хранившееся в отделе и к которому имеют доступ лишь члены этой комиссии и руководство отдела, утеряно в 2006 году, сохранился соответствующий журнал протоколов.
Доводы истца о том, что он с 1999 года по настоящее время состоит на учете ОМВД России по Унцукульскому району как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, подтверждены в ответе на адвокатский запрос от "дата", подписанном и.о. начальника ОМВД России по Унцукульскому району.
В настоящее время установить местонахождение жилищно-учетного дела Ахмедова P.M. не представляется возможным.
В качестве доказательства того, что истец состоял в списках на получение квартиры с 08 июня1999 года в ОВД по Унцукульскому району суду также был представлен журнал учета протоколов заседания жилищно-бытовой комиссии Унцукульского РОВД, где имеется протокол заседания ЖБК Унцукульского РОВД от "дата", согласно которому Ахмедов P.M. включен в список очередников для получения жилья.
Эти же сведения подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля бывший секретарь жилищно-бытовой комиссии Унцукульского РОВД, ныне сотрудник МВД по Республике Дагестан Шагбанов Ш.М., сообщивший суду, что Ахмедов P.M. работал в ОВД по Унцукульскому району и с 1999 года состоял в списках очередников на получения жилья.
Кроме того, истец Ахмедов Р.М. значится за порядковым N в списке сотрудников ОМВД РФ по Унцукульскому району, состоявших в списках на жилищном учете до 01 марта 2005 года, составленном начальником Штаба отдела Саадуевым М.О., утвержденным начальником отдела Рахматулаевым Г.М. и направленным во исполнение телефонограммы за N от "дата" в МВД по Республике Дагестан письмом от "дата" N N.
Истец не утверждал и не утверждает, что он подавал документы для постановки на жилищный учет в МВД по Республике Дагестан и, что он состоял в списках очередников на улучшение жилищных условий в центральном аппарате МВД по Республике Дагестан, он утверждает, что состоял на жилищном учете в РОВД.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Статьей 21 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ не содержит прямого указания на распространение его положений на отношения, возникшие до введения в действие, действие указанного Закона распространяется на отношения, возникшие после вступления его в силу.
Согласно части 1 статьи 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил, принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
По смыслу приведенных выше правовых норм право на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение единовременной социальной выплаты может быть реализовано сотрудником только при условии, если он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу, до 01 марта 2005 года и состоял на учете на момент увольнения.
Согласно статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, применявшейся до 1 марта 2005 года, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту их жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливался законодательством РСФСР.
В связи с вступлением с 01 марта 2005 года в силу Жилищного кодекса РФ, учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы не осуществляется.
В соответствии с пунктом 2 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного Приказом МВД Российской Федерации от 24 мая 2003 N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений; списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте (п. 4). Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 7).
Поступившая в орган внутренних дел жилая площадь распределяется между входящими в его состав подразделениями решениями комиссии органа пропорционально количеству очередников, подлежащих обеспечению жильем с учетом сроков постановки на учет (п. 10).
Индивидуальный учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью, осуществляется по утвержденной форме, которая включает предоставление сведений о выслуге лет, составе семьи, категории жилого помещения, основания принятия на очередь (п. 20).
Также предусмотрено, что сведения по индивидуальному учету ежеквартально представляются в Управление организации капитального строительства Службы тыла МВД России до 10 числа следующего за кварталом месяца.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что Ахмедов P.M. работал в ОВД по Унцукульскому району и приказом МВД по РД от "дата" уволен по ограниченному состоянию здоровья с 21 августа 2009 года.
Судом первой инстанции установлено, что Ахмедов P.M. в период прохождения службы на жилищном учете не состоял, с заявлением на получение единовременной социальной выплаты не обращался. Подача заявления имело место уже после увольнения.
Истец утверждает, что в 1999 г. им был подан рапорт о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Однако, как следует из указанных выше нормативных актов, для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий недостаточно только рапорта сотрудника органов внутренних дел. Сотрудник должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий решением жилищно-бытовой комиссии.
Согласно списку лиц, состоявших на учете для улучшения жилищных условий по состоянию на 1 января 2005 года, утвержденному начальником отдела МВД России по Унцукульскому району Р.М.Мусалаевым 19 августа 2011 года и переданному в центральную жилищно-бытовую комиссию МВД по Республике Дагестан, истец в очереди на улучшение жилищных условий не числится и достоверных доказательств признания истца в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на учет нуждающихся не предоставлено.
Суд пришел к правильному выводу об отсутствии у истца права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" применяются к положениям, возникшим после 01 января 2012 г. и к лицам, уволенным со службы в 2009 г., не применяются. Поскольку истец в период службы не состоял в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, право истца как уволенного со службы и имеющего стаж не менее 10 лет, на основании части 1 статьи 4 указанного закона, также не могут быть реализованы.
В обоснование своих требований истец ссылается на журнал учета протоколов заседаний жилищно-бытовой комиссии Унцукульского РОВД, который надлежащим образом нигде не зарегистрирован; надлежащим образом не подшит, не пронумерован (отсутствует подпись лица, ответственного за ведение данного журнала). Судом первой инстанции журналу, как доказательству, дана правильная оценка.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут быть подтверждаться никакими другими доказательствами.
Иные доказательства (свидетельские показания, справки, выписки и т.д.) не являются допустимыми доказательствами, подтверждающими факт того, что истец действительно состоял на учете на улучшение жилищных условий. Жилищное учетное дело в МВД по РД не представлено.
Доводы истца о том, что он состоял на учете для получения жилья с 1999 года не нашли своего подтверждения, так как каких-либо допустимых доказательств в обоснование указанного довода истцом суду не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не являются основанием для его отмены, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 11 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.