Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Пюрвеевой А.А.,
судей
Басангова Н.А. и Шовгуровой Т.А.
при секретаре
Э.Г.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абубакарова А.А. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Целинному району о признании незаконным снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в очереди и предоставить жилье по апелляционной жалобе представителя истца АбубакароваА.А. - Ванькаева В.Н. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Шовгуровой Т.А., объяснения представителя истца Абубакарова А.А. - Ванькаева В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя МВД по РК Шараева М.Г., представителя Отдела МВД России по Целинному району Гриценко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абубакаров А.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия (далее - МВД по РК), Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Целинному району (далее - Отдел МВД России по Целинному району, Отдел МВД) о признании незаконным снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в очереди и предоставить жилье, обосновывая свои требования тем, что в период прохождения службы в Отделе МВД Республики Калмыкия был поставлен в очередь на получение жилья, о чем жилищно-бытовой комиссией Целинного РОВД (далее - ЖБК) был составлен протокол N1 от 25 июля 1999 г. При обращении в марте 2014 г. в МВД по РК с заявлением о предоставлении сведений о порядковом номере его очередности на получение жилья ему стало известно о том, что на таком учете в жилищно-бытовой комиссии Отдела МВД России по Целинному району как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, он не состоит. Данный ответ противоречит вышеназванному протоколу от 25 июля 1999 г., согласно которому он был поставлен на жилищный учет. Поскольку жильем он до сих пор не обеспечен, в силу чего является нуждающимся в улучшении жилищных условий, просит суд признать незаконным ответ Отдела МВД России по Целинному району, возложить на жилищно-бытовую комиссию Отдела МВД России по Целинному району обязанность восстановить его в очереди на получение жилья с 25 июля 1999 г., а МВД по РК - предоставить ему жилье.
В судебном заседании истец Абубакаров А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель МВД по РК Шараев М.Г. и представитель Отдела МВД России по Целинному району Гриценко А.А. иск не признали.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июля 2014 г. в удовлетворении исковых требований Абубакарова А.А. отказано.
В апелляционной жалобе представителя истца Абубакарова А.А., ВанькаеваВ.Н., ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В жалобе указывается, что проведение перерегистрации сотрудников, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, отнесено к полномочиям ЖБК и не является обязанностью очередников, и потому отсутствие сведений о прохождении истцом перерегистрации не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных им требований. Является незаконным и вывод суда о невозможности признания в качестве допустимого доказательства представленного Абубакаровым протокола ЖБК N1 от 25 июля 1999 г. о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку данный протокол не оспорен и не отменен.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 30 Закона РСФСР "О милиции", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, лицам, принятым на службу в милицию, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется местными Советами народных депутатов, соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями в первоочередном порядке
Согласно приказу МВД РФ от 05 января 1996 г. N 18 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами МВД России и настоящим Приказом (п. 1.2). Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное, внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК и вывешиваются в доступном для ознакомления месте (п. 1.2.1 Приказа). Принятые на учет сотрудники, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, включаются в Книгу учета, которую ведется как документ строгой отчетности по установленной форме (п. 1.2.3). Предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел обеспечивается после рассмотрения соответствующей ЖБК и утверждения протокола начальником органа внутренних дел (п. 1.4.1).
В соответствии со ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, Жилищным Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.
Согласно указанным Правилам для принятия на учет гражданином подается заявление с приложением необходимых документов, свидетельствующих о нуждаемости данного гражданина.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение N 1) (п. 12).
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, по смыслу приведенных положений законов, действовавших до 1 марта 2005 г., право на получение жилого помещения могло быть реализовано работником органа внутренних дел в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на жилищный учет по месту своего жительства либо работы. Если это право не было реализовано до 1 марта 2005 г., оно сохраняется за ним и после указанной даты при условии принятия на учет в качестве лица, нуждающегося в жилье.
Как установил суд первой инстанции, с 19** г. Абубакаров А.А. проходил службу в органах внутренних дел МВД по РК, приказом от ** августа 1999 г. он был освобожден от должности участкового инспектора милиции группы по организации работы УИМ Целинного РОВД и назначен на должность участкового инспектора милиции отделения организации работы УИМ Элистинского ГОВД с ** июля 1999 г. В период 2004 - 2013 г.г. находился в распоряжении МВД по Чеченской Республике, откуда в ноябре 2013 г. был уволен по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел. 26 февраля 2014 г. он обратился с заявлением в МВД по РК о предоставлении сведений о порядковом номере его очередности на получение жилья. По поступившей в его адрес информации Отдела МВД России по Целинному району на жилищном учете в Отделе он не состоит.
Разрешая спор, суд в решении сослался на недоказанность истцом факта признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на такой учет, в силу чего пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд указал, что в материалах дела отсутствуют сведения о подаче истцом рапорта о предоставлении ему жилья, документов, свидетельствующих о нуждаемости в улучшении жилищных условий, включении его в списки нуждающихся в получении жилья, формировании учетного дела.
С данным выводом суда, основанным на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона, следует согласиться.
Обращаясь в суд за защитой нарушенного права, Абубакаров сослался на протокол жилищно-бытовой комиссии N1 от 25 июля 1999 г., утвержденный начальником Целинного РОВД ***., согласно которому на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий были поставлены сотрудники Целинного РОВД У-в Э.В., О-в С.В., Абубакаров А.А.
Ответчик, возражая против иска, представил протокол комиссии N* от 27 августа 1999 г., утвержденный начальником Целинного РОВД ***, о принятии на жилищный учет У-ваЭ.В. и О-ва С.В.
При этом истец как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, в данном протоколе не указан.
Как установил суд, в период с 5 июля 1999 г. по 12 августа 1999 г., то есть на момент утверждения протокола от 25 июля 1999 г., обязанности начальника Целинного РОВД исполнял майор милиции ***
Сам истец на дату утверждения протокола жилищно-бытовой комиссии N*от **июля 1999 г. уже не являлся работником Целинного РОВД, поскольку в соответствии с приказом и.о. министра ВД РК Улюмжанова В.М. от 3 августа 1999 г. он был назначен на должность участкового инспектора милиции отделения организации работы УИМ Элистинского ГОВД с 21 июля 1999 г. сроком на 5 лет с освобождением от должности участкового инспектора милиции группы по организации работы УИМ Целинного РОВД.
Согласно заключению почерковедческой экспертизы от 27 июня 2014 г. подпись, выполненная в протоколе ЖБК N** от ** августа 1999 г. от имени начальника Целинного РОВД ***, выполнена ***., а подпись, выполненная в протоколе ЖБК N* от ** июля 1999 г. от имени начальника Целинного РОВД ***, не пригодна для сравнительного исследования ввиду наличия равного количества совпадающих и различающихся признаков, а также выявления признаков необычности ее исполнения.
При таких данных суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для принятия протокола N** от ** июля 1999 г. в качестве допустимого доказательства требования истца о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Также в материалах дела отсутствуют данные о постановке АбубакароваА.А. на жилищный учет.
Как следует из материалов дела, значившийся в Журнале нуждающихся в получении жилья Целинного РОВД под N* У-в Э.В. был поставлен на учет на основании его рапорта от ** августа 1999 г., очередник под N* О-в С.В. - рапорта от ** августа 1999 г. В отношении указанных сотрудников комиссией Целинного РОВД 6 августа и 24 августа 1999 г. были составлены соответствующие акты проверки жилищных условий.
В соответствии с протоколом общего собрания личного состава Целинного РОВД от 8 сентября 2000 г. очередники У-в и О-в были обеспечены жильем путем предоставления им квартир в 11-квартирном жилом доме в с. **.
Сведения аналогичного характера (о подаче рапорта и документов об отсутствии жилья, включении в Журнал нуждающихся в получении жилья по Целинному РОВД, проверке жилищных условий) в отношении Абубакарова А.А. в материалах дела не содержатся.
Как установил суд первой инстанции, в период с 1999 г. по 2013 г. истец с заявлениями о предоставлении ему жилого помещения в порядке очередности в Отдел МВД по Целинному району и МВД по РК не обращался, документы о нуждаемости его в жилье не представлял.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Достоверных доказательств того, что истец в установленном законом порядке был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на жилищный учет, в судебном заседании представлено не было.
Принимая во внимание изложенное, нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы об отмене решения суда и удовлетворении заявленных истцом требований.
Ссылка в жалобе на показания свидетелей, допрошенных в суде первой инстанции, не является основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства, имеющие значение по настоящему делу, не могут быть установлены только лишь на объяснениях сторон и свидетельских показаниях без учета других доказательств, полученных с соблюдением закона.
Другие доводы жалобы не имеют правового значения по делу и не влияют на существо принятого решения.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для восстановления Абубакарова в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 25 июля 1999 г. и возложении на ответчиков обязанности по предоставлению жилья. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда от 17 июля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи Н.А. Басангов
Т.А. Шовгурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.