Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Васляев В.С., при секретаре Убушиевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Территориального отдела "Северо-Восточный" Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия в Яшкульском и Юстинском районе (ранее - Территориальный отдел Роспотребнадзора по РК в Яшкульском районе) Хейчиева О.В. на решение судьи Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 25 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Элвгинская средняя общеобразовательная школа" (далее - МКОУ "Элвгинская СОШ"),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности начальника Управления Роспотребнадзора в Яшкульском районе Хейчиева О.В. (далее - ТО "Северо-Восточный" Управления Роспотребнадзора в Яшкульском и Юстинском районе) от 2 июня 2014 года МКОУ "Элвгинская СОШ" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере *** рублей.
Решением судьи Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 25 июня 2014 года указанное постановление отменено и производство по делу об административном правонарушении на основании п.2 ст. 24.5 КоАП РФ прекращено.
Не согласившись с решением судьи, начальник ТО "Северо-Восточный" Управления Роспотребнадзора в Яшкульском и Юстинском районе Хейчиев О.В. подал жалобы (основную и дополнительную), в которых просит состоявшееся судебное решение изменить в связи с допущенными существенными нарушениями закона. В обоснование этого указал, что в материалах дела не содержится достаточных сведений, свидетельствующих о том, что администрацией Элвгинской средней образовательной школы были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований санитарно-эпидемиологических правил. Ссылка суда лишь на одну заявку, направленную в адрес Управления образования Администрации Яшкульского районного муниципального образования от 9 апреля 2014 года о выделении денежных средств на нужды школы, неубедительна.
Полагает, что не выделение указанному учреждению денежных средств не является основанием для освобождения его от исполнения обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологических правил.
Кроме того, считает, что для устранения допущенных нарушений закона (установка кабин с дверями во внутренних туалетах, вытяжных шкафов и умывальных раковин в отдельных учебных кабинетах, внутреннего водопровода и устройства подогрева воды) значительных финансовых средств не требуется.
В судебном заседании руководитель ТО "Северо-Восточный" Управления Роспотребнадзора в Яшкульском и Юстинском районе Хейчиев О.В. доводы жалобы поддержал. Представитель Элвгинской средней школы Шунгурциков Н.Л. просил в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалоб, прихожу следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом, постановление судьи по делу об административном правонарушении, согласно правилам ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ должно содержать мотивированное решение по делу.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N *** от *** года Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в Яшкульском районе с 13 по 22 мая 2014 года проведена плановая выездная проверка Элвгинской СОШ на предмет соблюдения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами и по её результатам выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиНа, угрожающих жизни и здоровью детей.
Постановлением исполняющего обязанности начальника Управления Роспотребнадзора РК в Яшкульском районе Хейчиева О.В. от 2 июня 2014 года МКОУ "Элвгинская средняя образовательная школа" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере ***.
В свою очередь, судья, прекращая производство по делу, руководствовался ст. 1.5, 26.2, 26.11, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ и исходил из того, что в действиях Элвгинской средней общеобразовательной школы отсутствует вина. В обоснование принятого решения сослался на то, что у средней школы отсутствовали необходимые денежные средства на проведение мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических правил, а администрацией школы принимались все зависящие от нее меры по их получению.
С такими выводами следует согласиться, поскольку они соответствуют положениям закона и обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела видно, что МКОУ "Элвгинская средняя общеобразовательная школа" является юридическим лицом - некоммерческой организацией, основным видом деятельности которого является осуществление образовательного процесса. Функции учредителя учреждения осуществляет администрация Яшкульского районного муниципального образования, в части образовательного процесса полномочия учредителя выполняет Управление образования Яшкульского РМО. Учреждение самостоятельных источников дохода не имеет и финансируется учредителем за счет собственных средств.
Кроме того, в суде второй инстанции представитель школы пояснил, что с мая 2013 по апрель 2014 г.г. администрацией МКОУ "Элвгинская средняя общеобразовательная школа" постоянно направлялись письма и обращения учредителю - Управлению образования администрации Яшкульского РМО об имеющихся нарушениях санитарно-эпидемиологических правил с ходатайствами о выделении из местного бюджета денежных средств, необходимых для устранения всех нарушений.
В этот же период, для устранения нарушений требований СанПин в адрес Учредителя администрацией школы, ежегодно подавались заявки о выделении денежных средств из бюджета муниципального районного образования для обеспечения задач и функций школы.
Более того, в 2013 году работниками Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в Яшкульском районе проводилась аналогичная проверка, часть выявленных нарушений требований СанПин руководителем МКОУ "Элвгинская СОШ" к моменту повторной проверки были устранены за счёт собственных средств. Оставшуюся часть выявленных в 2013 и 2014 годах нарушений устранить не представилось возможным ввиду того, что финансирование Учредителем не осуществлялось, а самостоятельного источника дохода школа не имеет.
Помимо этого, как следует из информационного письма Управления образования администрации Яшкульского РМО от 7 августа 2014 года выделение денежных средств, направленных на устранение санитарного законодательства, предусмотрено при уточнении бюджета РМО и будет внесено в план по материально-техническому обеспечению и ремонту общеобразовательных учреждений района на 2013-2018 г.г.
Таким образом, с учетом того, что материалами дела установлено отсутствие финансирования учредителем Элвгинской средней школы мероприятий по соблюдению требований санитарно-эпидемиологических правил, принятие администрацией школы всех возможных мер по получению средств на проведение указанных мероприятий, считаю решение судьи законным, а выводы об отсутствии вины школы в совершении инкриминируемого административного правонарушения, правильными.
Довод жалобы о том, что отсутствие финансирования не может являться основанием для освобождения лица от исполнения обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологических правил является несостоятельным, т.к. в обоснование вывода о прекращении производства по делу судья положил не само по себе отсутствие финансирования средней школы, а совокупность данного факта с другими обстоятельствами по делу, а именно отсутствие объективной возможности для соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и принятие учреждением всех зависящих от него мер по их соблюдению, как того требует статья 2.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, нормы материального и процессуального закона нарушены не были, а состоявшееся решение сомнений в своей законности не вызывает, суд оснований для отмены состоявшегося по делу постановления не усматривает.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 25 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Элвгинская средняя общеобразовательная школа" оставить без изменения, жалобу начальника Территориального отдела "Северо-Восточный" Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в Яшкульском и Юстинском районе Хейчиева О.В. - без удовлетворения.
Судья В.С. Васляев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.