Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Стыцюн С.А., Савина А.И.
при секретаре Климовиче С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 мая 2014 г. по иску Крик А. В. к администрации Петрозаводского городского округа об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Стыцюн С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крик А.В. обратилась в суд по тем основаниям, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать была лишена в отношении нее родительских прав. Постановлением главы самоуправления г. Петрозаводска от ХХ.ХХ.ХХ за ней закреплена жилая площадь по адресу регистрации матери: ( ... ). Указанная квартира является однокомнатной, полублагоустроенной, общей площадью 32,2 кв.м, жилой площадью 20 кв.м; в квартире также зарегистрированы ее мать С.Е.В. и сводный брат С.Д.А. В указанном жилом помещении она никогда не проживала; с проживающими в нем лицами никаких отношений не поддерживает. В указанной квартире на нее приходится 6,67 кв.м. жилой площади и 10,73 кв.м. общей площади, что меньше установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма; кроме того, она не может проживать в одной небольшой квартире с матерью и сводным братом, которые для нее являются чужими людьми. Истец с учетом уточнения требований просила обязать администрацию Петрозаводского городского округа включить ее как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Республики Карелия в связи с тем, что она не является собственником жилого помещения, главным квартиросъёмщиком и нанимателем помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как ее мать С.Е.В.., являющаяся ответственным квартиросъёмщиком по адресу регистрации истца, лишена родительских прав, воспитанием истца занималась опекун К.И.М., у которой истец проживала.
Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования Республики Карелия.
В связи с отказом истца от исковых требований о признании ее законного права на получение благоустроенного жилья как сироты, оставшейся без попечения родителей, которая не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений согласно ФЗ от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ; о признании проживания по месту регистрации невозможным, о предоставлении жилья вне очереди согласно ст.57 ЖК РФ определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХпроизводство по делу в данной части прекращено.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 мая 2014 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
С постановленным решением не согласна истец, просит его отменить, удовлетворив заявленные требования. Ссылаясь на положения Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилищного и семейного законодательства полагает, что имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку она, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечивалась. Решением городской жилищной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ г. ей отказано в признании нуждающейся в жилом помещении ввиду не подтверждения права на предоставление такого жилого помещения. Однако, с момента лишения ее матери родительских прав (с ХХ.ХХ.ХХ) С.Е.В. и она не считаются членами одной семьи, в квартире по ранее указанному адресу она никогда не проживала, никаких отношений с матерью не поддерживала на протяжении более 20 лет. На данный момент проживает с дочерью в арендуемом жилье, иного жилого помещения в собственности или предоставленного по договору социального найма не имеет. Считает, что в соответствии с ч.3 ст.72 ЖК РФ не вправе требовать в судебном порядке осуществления принудительного обмена спорного помещения, поскольку дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в ходе рассмотрения вопроса о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении проживают вместе с лицами, лишенными в отношении них родительских прав, в связи с чем ссылка суда на отсутствие вступившего в законную силу судебного решения об отказе в принудительном обмене данного жилого помещения в соответствии со ст.72 ЖК РФ является несостоятельной и незаконной.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила отменить состоявшееся решение.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Заслушав пояснения явившегося истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ).
В Федеральном законе от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 01 января 2013 г. права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрено предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в действующей редакции) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.4 вышеуказанной статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч.3 ст.72 ЖК РФ); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
На территории Республики Карелия меры по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок их реализации устанавливает Закон Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч.6 ст.3 которого аналогична по содержанию ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ).
Согласно утвержденному постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 N 129-П Порядку предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), лица, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, включаются в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
В Республике Карелия указанный список формируется Министерством образования Республики Карелия на основании данных, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Форма списка утверждена Приказом Министерства образования РК от 12.02.2013 N 133.
В соответствии с пунктом 4 Порядка решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения на основании списка.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено, из материалов дела следует, что постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от ХХ.ХХ.ХХ N в связи с уклонением матери от воспитания и отсутствия отца над Смирновой А.В., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, назначена опека К.И.М. (бабушка истца), кроме того, за Смирновой А.В. закреплена жилая площадь по адресу: ( ... ).
Согласно сведениям из представленных в материалы дела справок о регистрации граждан и характеристике жилого помещения Крик А.В. с ХХ.ХХ.ХХ зарегистрирована в ( ... ). Также в данном жилом помещении зарегистрированы: С.Е.В ... (мать истца) с ХХ.ХХ.ХХ, С.Д.А ... (брат истца) с ХХ.ХХ.ХХ Указанная квартира состоит из одной комнаты площадью 20 кв.м, общая площадь квартиры 32,2 кв.м.
Решением Петрозаводского Федерального районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ мать Смирновой А.В. - С.Е.В. лишена в отношении дочери родительских прав.
ХХ.ХХ.ХХ Смирнова А.В. переменила фамилию на Крик, что подтверждается свидетельством о перемене имени серии N от ХХ.ХХ.ХХ
Управлением жилищного хозяйства комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Петрозаводского городского округа письмом от ХХ.ХХ.ХХ N, направленным в ответ на заявление от ХХ.ХХ.ХХ, истцу отказано в признании нуждающейся в связи с невозможностью ее проживания в ранее занимаемом помещении.
При рассмотрении настоящего гражданского дела суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные нормы действующего законодательства и установленные по делу обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что при наличии закрепленного за истцом жилого помещения, в котором общая площадь, приходящаяся на одного человека, превышает учетную норму площади жилого помещения по Петрозаводскому городскому округу, и отсутствии предусмотренных п.4 ст.8 Федерального закона
от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ(в действующей редакции) обстоятельств, позволяющих признать невозможность проживания истца в указанном жилом помещении, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом ввиду изложенного выше, а также в связи с тем, что указанный Федеральный закон устанавливает меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, учтенных в качестве нуждающихся в жилом помещении, до исполнения им 23 лет.
Закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, абз.4 ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакциях, действовавших до 01.01.2013) к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений ( в том числе и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ(в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что истец не состоит и ранее не состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении ни как лицо, оставшееся без попечения родителей, ни как лицо, нуждающееся в обеспечении жильем. 23 года Крик А.В. исполнилось ХХ.ХХ.ХХ, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении она обратилась в жилищную комиссию администрации Петрозаводского городского округа ХХ.ХХ.ХХ Таким образом, впервые с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Крик А.В. обратилась только в возрасте 29 лет.
Достижение истцом 23-летнего возраста при том, что она является лицом, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до указанного возраста и не обратившимся в суд с иском о предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста, также свидетельствует об утрате одного из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не относится к числу лиц, которым необходимо в данном случае доказывать невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, были предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно опровергнуты в судебном решении.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами. Выводы суда основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства в соответствии с требованиями ст.ст.67, 71 ГПК РФ.
Оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 мая 2014 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.