Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Данилова О.И., Степановой Т.Г.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства финансов Российской Федерации на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.05.2014 по исковому заявлению Михайлова Бориса Семеновича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Заслушав доклад судьи Данилова О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск заявлен по тем основаниям, что в ( ... ) году истец и его супруга Михайлова Р.В., являясь получателями трудовой пенсии по старости, выехали из ( ... ), относящегося к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, на постоянное место жительства в ( ... ); расходы на переезд составили ( ... ) руб. Заявление истца о компенсации указанных расходов ответчик оставил без удовлетворения. Полагая такой отказ незаконным, истец просил суд взыскать с ответчика компенсацию расходов по переезду в размере ( ... ) руб. и по уплате государственной пошлины в размере ( ... ) руб.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. С ответчика Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано ( ... ) руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере ( ... ) руб. В удовлетворении иска к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия отказано.
С принятым судебным постановлением не согласен ответчик Министерство финансов Российской Федерации, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что для реализации права на компенсацию расходов пенсионерам, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, источник финансирования указанных расходов должен быть определен нормативно-правовым актом, и до момента законодательного закрепления такого источника, данные расходы за счет казны Российской Федерации возмещению не подлежат.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Мартыненко Р.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца Михайлов Д.Б. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В настоящее время право на получение компенсации расходов, связанных с переездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сохраняется за неработающими пенсионерами на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.1992 N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Указанная статья приведена в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вместе с тем постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 9-П пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в нем положения в системе действующего правового регулирования, четко не определяя источник финансирования компенсации неработающим гражданам, получающим трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, допускают - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - возможность лишения данной категории граждан права на эту компенсацию.
Исходя из этого федеральному законодателю надлежит, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, прежде всего - вытекающими из нее требованиями правовой определенности, полноты и эффективности судебной защиты прав человека и основных свобод, а также правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, внести необходимые изменения в правовое регулирование финансового обеспечения меры социальной защиты неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, в виде компенсации расходов, связанных с их выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений компенсация расходов, связанных с выездом указанных граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.02.2014, до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений в качестве надлежащего ответчика по требованиям неработающих пенсионеров о возмещении расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, следует привлекать соответствующий финансовый орган Российской Федерации.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела, истец и его супруга, являющиеся неработающими пенсионерами, в ( ... ) года выехали на постоянное место жительства из ( ... ), относящегося к местностям, приравненных к районам Крайнего Севера, в ( ... )).
Расходы по переезду составили ( ... ) руб., что подтверждается договором на оказание автотранспортных услуг от ( ... ), счетом от ( ... ), актом сдачи-приемки выполненных услуг от ( ... ), квитанциями к приходным кассовым ордерам об оплате указанных услуг на общую сумму ( ... ) руб. ( ... )
Письмом государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия истцу было отказано в возмещении расходов по переезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с тем, что законодательством возмещение данных расходов не предусмотрено.
Суд первой инстанции, установив факт переезда неработающих пенсионеров из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на постоянное место жительство, с учетом документально подтвержденных расходов по указанному переезду, основываясь на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований за счет казны Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку законодательством не установлен источник финансирования льготы, следовательно, отсутствуют основания для применения указанной льготы, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут повлечь за собой отмену решения суда.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).
В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может трудиться.
К числу лиц, нуждающихся в такой поддержке, относятся неработающие пенсионеры, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, проживание в которых оказывает негативное воздействие на здоровье человека и требует дополнительных финансовых затрат. Учитывая уровень пенсионного обеспечения, не позволяющий этим гражданам, основным и, как правило, единственным источником существования которых является трудовая пенсия или пенсия по государственному пенсионному обеспечению, в полной мере нести расходы по переезду в регионы с благоприятными для проживания природно-климатическими условиями, государство предоставило им право на компенсацию связанных с переездом расходов.
По своей правовой природе данная мера социальной защиты представляет собой социальную льготу, право на которую непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, а потому как само ее введение, так и определение оснований предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также их изменение является дискрецией законодателя и в силу статей 72 (пункт "ж" части 1) и 76 Конституции Российской Федерации входит в компетенцию органов законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, осуществляя правовое регулирование в этой сфере, законодатель, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, должен соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, неопределенность законодательной регламентации источников финансирования компенсации неработающим гражданам, получающим трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не согласуется с общеправовым принципом юридического равенства и, не обеспечивая реализацию ранее предоставленного им в рамках социальной защиты права на такую компенсацию, приводит к нарушению принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
На основании изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.05.2014 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.