Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Савельевой Н.В. и Стыцюн С.А.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 22 мая 2014 года по иску Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Республике Карелия" о признании недействительными сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости, аннулировании и исключении указанных сведений.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н. обратилась в суд с указанным иском по тем основаниям, что является собственником квартиры в многоквартирном жилом ( ... ), имеет полномочия на представление интересов всех собственников жилых помещений указанного дома в суде по вопросу признания незаконной кадастровой записи в отношении земельного участка под указанным многоквартирным домом.
По решению общего собрания собственников указанного дома ООО ( ... ) был сформирован межевой план земельного участка под указанным домом, границы участка согласованы, утверждены распоряжением администрации Сортавальского муниципального района, площадь участка составила ( ... ) кв.м. Однако на кадастровый учет Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия данный участок принят не был в связи с тем, что согласно сведений в государственном кадастре недвижимости земельный участок, имеющий местоположение: ( ... ) народов в ( ... ) под многоквартирным домом N является ранее учтенным, с кадастровым номером ( ... ), площадью ( ... ) кв.м., государственный кадастровый учет которого осуществлен в установленном порядке до вступления в силу ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 27 указанного Закона возможна постановка на кадастровый учет формируемого земельного участка под многоквартирным домом, только если его площадь не превысит, в данном случае, ( ... ) кв.м.
Истец полагает незаконным отказ в постановке формируемого земельного участка под данным многоквартирным домом на кадастровый учет, так как сведения о ранее учтенном земельном участке являются ошибочными, его площадь не соответствует фактической площади земельного участка, используемого для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома, что создает препятствия для признания за собственниками помещений в многоквартирном жилом ( ... ) права общей долевой собственности на земельный участок в размере, соответствующем фактическому землепользованию, то есть, площадью ( ... ) кв.м. Н. просила признать недействительными сведения, имеющиеся в государственном кадастре недвижимости, относительно земельного участка с кадастровым номером ( ... ) под многоквартирным домом N по ( ... ), также аннулировать и исключить указанные сведения.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Сортавальского муниципального района.
Решением суда иск удовлетворен. Суд признал недействительными сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости относительно земельного участка с кадастровым номером ( ... ), расположенного по адресу: ( ... ), под многоквартирным жилым домом ( ... ), аннулировал и исключил из государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером ( ... ).
С таким решением не согласны ответчики.
В апелляционной жалобе руководитель Управления Росреестра по Республике Карелия Р. ставит вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта об отказе в иске к Управлению Росреестра по Республике Карелия как ненадлежащему ответчику. В обоснование жалобы указывает, что пунктом 3.2. Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра N П/119 от 15.06.2001 (далее Порядок), установлено, что внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью. Согласно пунктам 1.3., 1.4. Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках N ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001 (далее Указания), инвентаризационная опись состоит изперечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана земельных участков в квартале и каталога координат точек границ земельных участков в квартале. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 10:07:0010206:18, площадью 581 кв.м., на котором расположен многоквартирный дом по адресу: ( ... ) внесены филиалом в государственный кадастр недвижимости на основании дополнений к перечню ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала ( ... ) по состоянию на 01.02.2006. Кроме данного дополнения к перечню был предоставлен акт приема - передачи от 13.12.2005, составленный между территориальным межрайонным отделом N2 Управления Роснедвижимости по Республике Карелия и Сортавальским отделом ФГУ "Земельная кадастровая палата". При этом указанный акт приема-передачи не подписан должностным лицом Сортавальского отдела ФГУ "Земельная кадастровая палата", а дополнение к перечню не утверждено руководителем горкомзема. Указанного перечня в архиве Управления не имеется. Управление считает, что данный перечень должен являться составной частью инвентаризационной описи в силу пункта 1.3. Указаний, а согласно пункту 3.2. Порядка внесение сведений о земельных участках осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью. С учетом предмета и основания заявленных истцом требований, также того, что в решении судом не указано, каким образом регистрирующим органом нарушены права и интересы истца, Управление не может быть надлежащим ответчиком, действиями которого права истца могут быть восстановлены.
С решением суда также не согласно ФГБУ "ФКП Росреестра", полагает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права, неправильным истолкованием закона, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе директор Управления ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия ( ... ) просит решение отменить, принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении исковых требований к филиалу. В обоснование доводов жалобы указывает, что в государственный реестр земель кадастрового района сведения о земельном участке с кадастровым номером ( ... ) были внесены на основании инвентаризационной описи, переданной Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия в установленном порядке.
В силу статьи 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре" надлежащее оформление правоустанавливающих документов, представляемых для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, возложено на органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованных правообладателей земельных участков.
Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках (N ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденные Росземкадастром 10.04.2001), являются нормативно - техническим документом для территориальных органов Росземкадастра, устанавливающим технические правила подготовки и оформления сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Закона о земельном кадастре. Подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель кадастрового района заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала. Полномочия по определению земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, находилось в компетенции территориальных органов Росземкадастра, а не органа кадастрового учета. Указания не предусматривали положений, позволяющих органу кадастрового учета проводить проверку представленных инвентаризационных описей на наличие оснований для приостановления и отказа во внесении сведений в государственный реестр земель кадастрового района о ранее учтенных земельных участках. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 10:07:0010206:18, площадью 581 кв.м. были внесены в соответствии с документами, переданными в порядке информационного взаимодействия. При этом положениями Закона о земельном кадастре, действовавшем на момент внесения сведений, не предусматривался выезд сотрудников органа кадастрового учета к месту расположения объектов недвижимости с целью определения их соответствия правоустанавливающим документам, а также фактическим данным об объектах недвижимости. Судом данному факту правовая оценка не давалась. Указывает, что внесение записи о земельном участке в единый государственный реестр земель является действием учетного характера, земельных или гражданских прав и обязанностей не порождает и не прекращает, в настоящее время усматривается спор о фактической площади земельного участка, в связи с чем, филиал является ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Республике Карелия, действующие по доверенностям Р. и И., доводы апелляционной жалобы Управления поддержали по изложенным в ней основаниям, не согласились с апелляционной жалобой ФГБУ "ФКП Росреестра".
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра", действующая по доверенности К. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы кадастровой палаты поддержала по изложенным в ней основаниям, возражала по доводам жалобы Управления Росреестра по Республике Карелия.
Истец Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Администрация Сортавальского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и мете рассмотрения дела извещена.
Заслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Согласно части 10 статьи 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно статье 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (часть 1). Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5).
Как видно из материалов дела и установлено судом ( ... ) является многоквартирным жилым домом, ( ... ) года постройки. Согласно данных технического паспорта - дом девятиэтажный, площадь застройки - ( ... ) кв.м., фактическое использование ( ... ) кв.м.
В целях оформления в общую долевую собственность земельного участка под многоквартирным домом, на основании решения общего собрания собственников помещений данного жилого дома в мае 2011 года были проведены кадастровые работы в отношении данного земельного участка. По результатам проведенных работ был сформирован межевой план, границы земельного участка согласованы с заинтересованными лицами. Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района N 14592 от 25.08.2013 утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером ( ... ), определена общая площадь ( ... ) кв.м, также указано, что на участке, площадью ( ... ) кв.м расположено здание жилого дома.
Вместе с тем, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером ( ... ), площадью участка ( ... ) кв.м, местоположение - ( ... ), границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Указанный земельный участок является ранее учтенным земельным участком.
Как усматривается из материалов дела, сведения о земельном участке площадью ( ... ) кв.м с кадастровым номером ( ... ) были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании переданного ТМО N 2 Управления Роснедвижимости по РК в Сортавальский отдел ФГУ Земельная кадастровая палата дополнений к Перечню ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала ( ... ) по состоянию на 01.02.2006.
В соответствии с положениями статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенными объектами недвижимости).
Разрешая спор, суд, руководствуясь пунктом 3.2. Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра N П/119 от 15.06.2001, пунктом. 1.3, 1.4. Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках N ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001, правильно указал, что внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью, состоящей из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что указанное выше дополнение к перечню, на основании которого были внесены сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером N 10:07:0010206:18, не может рассматриваться как надлежащий документ для внесения соответствующих сведений, поскольку указанное дополнение к перечню не было утверждено руководителем горкомзема, а акт приема-передачи от 13.12.2005 между ТМО N 2 Управления Роснедвижимости по РК и Сортавальским отделом ГУ "Земельная кадастровая палата" не был подписан должностным лицом Сортавальского отдела ФГУ "Земельная кадастровая палата".
Согласно части 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В силу положений статьи 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости, носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3 статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом законом определен порядок аннулирования и исключения сведений из реестра.
Таким образом, предусмотренная Законом о кадастре процедура снятия с кадастрового учета объекта недвижимости применима к земельным участкам, которые носят временный характер, а именно к земельным участкам, которые поставлены на кадастровый учет после вступления в силу Закона о кадастре. Осуществление же процедуры снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.
Данный вывод согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Минэкономразвития РФ NД23-1342 от 13.04.2010, из которого следует, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета не только по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", но и на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
Поскольку государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ( ... ) осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре в соответствии со статьей 45 данного Закона и такой земельный участок считается объектом недвижимости, учтенным в соответствии с Законом о кадастре, то есть является - ранее учтенным объектом недвижимости.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нахождение на государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером ( ... ) нарушает права собственников многоквартирного дома на приобретение в собственность фактически занимаемого земельного участка под жилым домом, принадлежащим им на праве общей долевой собственности. При этом, снятие указанного объекта с кадастрового учета не нарушит прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.
Поскольку сведения о площади спорного земельного участка, указанные в дополнении к перечню, отражают площадь застройки без учета используемой площади придомовой территории и не отражают фактического землепользования, следовательно не соответствуют требованиям статьи 36 Жилищного кодекса РФ, статьи 36 Земельного кодекса РФ, суд первой инстанции правильно указал, что данное обстоятельство создает препятствия собственникам помещений многоквартирного ( ... ) в получении права общей долевой собственности на земельный участок под домом и для его эксплуатации, исходя из размеров фактического землепользования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ( ... ), учитывая, что постановка и снятие с кадастрового учета осуществляется органом кадастрового учета.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков относительно того, что они не являются надлежащими ответчиками по делу, не являются основанием для отмены судебного решения. Постановка и снятие с кадастрового учета осуществляется органом кадастрового учета, функции которого на территории Республики Карелия исполняет ответчик, в связи с чем суд обоснованно посчитал надлежащим ответчиком по иску Н. ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Республике Карелия. При этом, ФГБУ "ФКП Росреестра" является учреждением подведомственным Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии". Кроме того, в силу Указа Президента РФ N 1847 от 25.12.2008 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Иные доводы апелляционных жалоб также не являются основанием для отмены судебного решения
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 22 мая 2014г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.