Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Глушенко Н.О.,
судей Касянчук Е.С., Коваленко С.В.
при секретаре Тихоновой К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Муезерского муниципального района на решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 05 июня 2014 года по иску прокурора Муезерского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Воломская средняя общеобразовательная школа", администрации Муезерского муниципального района об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Муезерского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что в ходе проведенной проверки в МКОУ "Воломская СОШ" выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об образовании. В нарушение СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.07.2003 N 118, в здании школы остекление окон в коридорах и учебных классах выполнено не из цельного стеклополотна, во многих окнах стекла имеют трещины, остекление выполнено из частей стеклополотна, демонстрационный стол в учебном классе химии и физики не имеет защитные бортики по наружному краю стола и на подиуме не установлен, компьютерный класс не укомплектован подъемно-поворотными рабочими стульями (креслами), регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, вместо этого используются обычные стулья не регулируемые по высоте и углам наклона. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье воспитанников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Администрация Муезерского муниципального района является учредителем МКОУ "Воломская СОШ". Прокурор Муезерского района просил суд обязать МКОУ "Воломская СОШ" в срок до 01.09.2015 устранить нарушения требований СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, а именно: заменить разбитые, имеющие трещины и состоящие из частей стекла в окнах здания школы цельным стеклополотном, оборудовать демонстрационный стол в учебном классе химии и физики защитными бортиками по наружному краю стола, оборудовать подиум под демонстрационным столом в учебном классе химии и физики, оборудовать компьютерный класс подъемно-поворотными стульями, регулируемыми по высоте, и углам наклона сиденья и спинки; обязать администрацию Муезерского муниципального района профинансировать мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Воломская средняя общеобразовательная школа в срок до 01.02.2015.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах.
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал МКОУ "Воломская СОШ" устранить нарушения санитарного законодательства в срок до 01.09.2015: заменить разбитые, имеющие трещины и состоящие из частей стекла в окнах здания школы цельным стеклополотном; оборудовать демонстрационный стол в учебном классе химии и физики защитными бортиками по наружному краю стола; оборудовать подиум под демонстрационным столом в учебном классе химии и физики; оборудовать компьютерный класс подъемно-поворотными стульями, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки. На администрацию Муезерского муниципального района возложена обязанность профинансировать мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства в МКОУ "Воломская СОШ" в срок до 01.02.2015. С МКОУ "Воломская СОШ" в доход бюджета Муезерского муниципального района взыскана государственная пошлина в сумме ( ... ) руб.
С данным решением не согласен ответчик администрация Муезерского муниципального района. В апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что в решении суд ссылается на Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", который утратил свою силу с 01.09.2013. 26.11.2013 между администрацией Муезерского муниципального района и МКОУ "Воломская СОШ" заключён договор о взаимоотношениях. По условиям данного договора к компетенции учредителя относится осуществление финансирования деятельности учреждения согласно утверждённой смете доходов и расходов на соответствующий финансовый год, включённой в сводную бюджетную роспись доходов и расходов, из бюджета муниципального образования "Муезерский муниципальный район" за счёт средств, переданных в виде субвенций из бюджета Республики Карелия. Учреждение на основе прогнозируемых объёмов предоставления услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учётом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода составляет и предоставляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение учредителю. В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях учреждение оставляет и представляет на утверждение смету доходов и расходов на соответствующий календарный год по установленной форме. До настоящего времени бюджетная заявка на финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства от директора МКОУ "Воломская СОШ" не предоставлялась. В бюджетной росписи МКОУ "Воломская СОШ" на 2014 год бюджетные средства на данную статью расходов не предусмотрены.
Прокурором Муезерского района представлены возражения на жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчиком МКОУ "Воломская СОШ" также представлены возражения на жалобу. Ссылается на то, что бюджетная заявка на текущий финансовый год составлялась в декабре 2013г., поэтому финансирование на устранение предписания заложено не было. При составлении бюджетной заявки на 2015г., с разрешения финансового управления, расходы на устранение предписаний будут заявлены.
Представитель ответчика администрации Муезерского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Миронов С.Ю. с апелляционной жалобой не согласен, полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Представитель ответчика МКОУ "Воломская СОШ" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен о дне и месте слушания дела.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, заслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования в том числе относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.220 Гражданского кодекса РФ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Муезерского района проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об образовании МКОУ "Воломская СОШ".
В ходе проверки выявлены нарушения пп. 6.10, 5.8, 9.6 СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.07.2003 N 118, что подтверждается актом проверки от 13.05.2014, объяснением директора МКОУ "Воломская СОШ" от 13.05.2014, актом проверки Территориального отдела Роспотребнадзора по РК в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах от 04.06.2013 N74.
Нарушения заключаются в следующем. В соответствии с п.5.8 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10), кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. П. 6.10 предусмотрено, что остекление окон в общеобразовательных учреждениях должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно. В соответствии с п.9.6 "Гигиенических требований к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ.
МКОУ является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением, которое осуществляет образовательную деятельность в зданиях по адресу: ( ... ). Учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование "Муезерский муниципальный район" Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Муезерского муниципального района (п. ( ... ) Устава).
Согласно пунктам ( ... ) Устава МКОУ "Воломская СОШ" школа имеет обособленное имущество, закреплённое на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у нее на праве оперативного управления имуществом. В компетенцию учредителя входит обеспечение содержания здания и сооружений школы, обустройство прилегающей к ним территорий, осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя средств бюджета Муезерского муниципального района в отношении школы, осуществление контроля над деятельностью школы в рамках своих полномочий, осуществление финансирования школы и контроль над финансово-хозяйственной деятельностью школы в порядке, установленном учредителем.
Сведений об устранении вышеприведенных нарушений суду не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, анализа вышеприведенных норм законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на МКОУ "Воломская СОШ" обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно заменить разбитые, имеющие трещины и состоящие из частей стекла в окнах здания школы цельным стеклополотном; оборудовать демонстрационный стол в учебном классе химии и физики защитными бортиками по наружному краю стола; оборудовать подиум под демонстрационным столом в учебном классе химии и физики; оборудовать компьютерный класс подъемно-поворотными стульями, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки. На администрацию Муезерского муниципального района как представителя собственника имущества указанного казенного учреждения правомерно возложена обязанность осуществить финансирование требуемых работ.
Определенный судом срок совершения данных действий является достаточным, соответствует требованиям разумности, объему предстоящих работ и потребностям образовательного процесса.
Доводы апелляционной жалобы о том, что необходимость финансирования требуемых работ не учтена в муниципальном бюджете, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и служить основанием для отмены решения суда, так как не освобождают учредителя от обязанности по надлежащему содержанию имущества муниципального учреждения. Кроме того, определенный судом срок проведения работ позволяет администрации Муезерского муниципального района заложить данные расходы в бюджет на 2015 год.
Довод о нарушении судом норм материального является необоснованным, решение суда мотивировано положениями действующего законодательства.
Решение суда законно и обоснованно, постановлено в соответствии с требованиями норм материального права, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 05 июня 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Муезерского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.