Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего: Попова Г.В.,
судей: Братухина В.В. и Петровой О.А.,
при секретаре Воронцовой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 10 июля 2014 года, которым постановлено:
уточненные исковые требования Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа "Город Волжск" о возложении обязанности организовать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289 -2004, ГОСТ 13508 и ГОСТ 23457 нанесение дорожной разметки на автодороги местного значения, удовлетворить частично.
Обязать администрацию городской округ "Город Волжск" Республики Марий Эл организовать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ 13508 и ГОСТ 23457 нанесение дорожной разметки на автодороги местного значения, а именно на следующих улицах г. Волжска Республики Марий Эл: ул.Шевченко, ул.Прохорова, ул.Ленина, ул.Дружбы, от ул. Шестакова до ул. Совхозная, на участке по ул.Гаврилова в районе д. 5.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волжский межрайонный прокурор обратился в Волжский городской суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа "Город Волжск" (далее ГО "Город Волжск"), в котором с учетом уточнений просит обязать администрацию ГО "Город Волжск" организовать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ 13508 и ГОСТ 23457 нанесение дорожной разметки на автодороги местного значения на следующих улицах г. Волжск Республики Марий Эл: ул.Йошкар-Олинское шоссе, ул.Транспортная, ул. 107 Бригады, ул.Шевченко, ул.Прохорова, ул.Матюшенко, ул.Ленина, ул.К.Маркса, ул.Щорса, ул.Горная, ул.Кошкина, ул.Чапаева, ул.Гагарина, ул.Шестакова, ул.Орлова, ул.Кузьмина, ул.Заводская, ул.Федина, ул.Дружбы, на участке по ул.Гаврилова в районе д.5.
В обоснование требований указано на то, что Волжской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования ГО "Город Волжск", в ходе которой установлены нарушения закона, выразившееся в нарушении требований государственных стандартов при нанесении дорожной разметки на автомобильные дороги местного значения в границах городского округа.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичное положение содержится в п.5 ст.6 Устава ГО "Город Волжск", принятого решением Собрания ГО "Город Волжск" N 89 от 30 июня 2005 года.
Отсутствие дорожной разметки на автомобильных дорогах может явиться условием, способствующим увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, чем нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения и личную безопасность.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении участвовавший в рассмотрении дела помощник Волжского межрайонного прокурора просит решение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Волжского межрайонного прокурора и обязать администрацию ГО "Город Волжск" организовать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ 13508 и ГОСТ 23457 нанесение дорожной разметки на автодороги местного значения на следующих улицах г. Волжск Республики Марий Эл: ул.Йошкар-Олинское шоссе, ул.Транспортная, ул. 107 Бригады, ул.Матюшенко, ул.Ленина, ул.К.Маркса, ул.Щорса, ул.Горная, ул.Кошкина, ул.Чапаева, ул.Гагарина, ул.Шестакова, ул.Орлова, ул.Кузьмина, ул.Заводская, ул.Федина, ул.Дружбы. Прокурор полагает ошибочным вывод суда, основанный на отсутствии сведений об обозначении поименованных в заявлении улиц знаком 5.1 "Автомагистраль", поскольку в действующей редакции ГОСТ Р 52289-2004 нанесение разметки 1.2, обозначающей край проезжей части, не ставится в зависимость от вида дороги. Необоснованно принято судом во внимание отсутствие дорожной разметки 1.2 в сводных ведомостях объемов горизонтальной дорожной разметки Организацией дорожного движения в г. Волжск.
В возражениях на апелляционное представление администрация ГО "Город Волжск" просит представление оставить без удовлетворения и приводит доводы в пользу решения суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора.
Представители администрации ГО "Город Волжск", ОГИБДД МО МВД России "Волжский", ОАО "Комбинат благоустройства" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционного представления извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, глава администрации ГО "Город Волжск" заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Заслушав объяснения прокурора Полозовой Т.В., поддержавшей апелляционное представление, обсудив доводы представления и возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в обжалованной части не находит.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Частью 4 ст.6 указанного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу положений ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, и дорожная деятельность в отнощении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 2 ст. 21 ФЗ "О безопасности дорожного движения" разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно п. 1 "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" стандарт распространяется:
до 01.01.95 - на находящиеся в эксплуатации федеральные автомобильные дороги, магистральные дороги и улицы городов и других населенных пунктов;
с 01.01.95 - на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
В силу п. 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов, следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004года N120-ст "Об утверждении национального стандарта" утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" с датой введения в действие с 1января 2006года и прекращено применение межгосударственного стандарта ГОСТ 23457-86 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения" в Российской Федерации с 1января 2006года.
Содержание дорог включает в себя и поддержание надлежащего технического состояния автомобильных дорог. При этом к техническим средствам организации дорожного движения ГОСТ Р 52289-2004 относит дорожные знаки, разметку, светофоры, дорожные ограждения и направляющие устройства.
Согласно абзацу второму п. 6.1.1. ГОСТ Р 52289-2004 разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения.
Пунктом 6.2.4 указанного ГОСТа установлено, что разметку 1.2 применяют для обозначения:
- края проезжей части (краевая линия);
- левой границы полосы для движения велосипедов, выделенной по правому краю проезжей части.
(в ред. Изменения N 3, утв. Приказом Росстандарта от 09 декабря 2013 года N 2221-ст)
Разметку наносят на расстоянии 0,1 - 0,2 м от кромки проезжей части без укрепленной полосы как со стороны обочины, так и со стороны разделительной полосы. При наличии укрепленной полосы разметку наносят по границе между проезжей частью и укрепленной полосой.
Вместе с тем, как указано выше, согласно п. 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов, следует выполнять и наносить не только в соответствии с требованиями ГОСТ, но и в соответствии с утвержденными схемами.
Из имеющейся в материалах дела "Организацией дорожного движения на ул. г. Волжска", утвержденной главой администрация ГО "Город Волжск" и согласованной с начальником УГИБДД МВД Республики Марий Эл, дорожная разметка 1.2 не указана в сводных ведомостях объемов горизонтальной дорожной разметки, на что правильно указал суд.
Правильность указанного документа прокурором в ходе рассмотрения дела не оспаривалась.
При этом, вопрос о нанесении конкретной дорожной разметки следует разрешать не только исходя из указания на это в нормативном правом акте, также следует учитывать и другие требования законодательства о безопасности дорожного движения.
Так, согласно п. 6.1.3 ГОСТ Р 52289-2004 при разметке дорог ширину полосы движения принимают с учетом категорий дорог согласно требованиям действующих строительных норм и правил. На дорогах, элементы поперечного профиля которых не соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил, ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 м. Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения. Ширину полосы движения определяют по расстоянию между осями линий разметки, обозначающих ее границы.
Вместе с тем, из материалов дела, в том числе из акта обследования улично-дорожной сети по факту нанесения дорожной разметки на территории г. Волжска от 03 июля 2014 года, составленного помощником Волжского межрайонного прокурора Боевым М.О. и представителем администрации ГО "Город Волжск" ... , невозможно установить, что при нанесении горизонтальной дорожной разметки 1.2 (1.2.1) требования п. 6.1.3 ГОСТ Р 52289-2004 будут соблюдены.
Доказательств, содержащих оценку технического состояния указанных в заявлении прокурора автомобильных дорог в порядке, установленном положениями ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150 суду не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционного представления и возражений на него.
Оснований для отмены решения суда в обжалованной части не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 10 июля 2014 года в обжалованной части отказа в удовлетворении исковых требований Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл оставить без изменения, апелляционное представление помощника Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Петрова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.