Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.
судей Ериной Н.П. и Середы Л.И.,
при секретаре Бобровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 августа 2014 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе директора департамента по правовым вопросам администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 мая 2014 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, действующий в защиту интересов Томилиной Н.А., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить Томилиной Н.А. по договору найма жилое помещение специализированного жилого фонда по месту жительства не ниже установленных социальных норм на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон).
В обоснование требований прокурор указал, что Томилина Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу Федерального закона имеют право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. Постановлением администрации городского округа Саранск от 26 ноября 2011 г. "N" Томилина Н.А. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако до настоящего времени истица жильем не обеспечена.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 мая 2014 г. исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Томилиной Н.А., удовлетворены.
На администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить Томилиной Н.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда общей площадью не менее 33 кв.м в границах г. Саранска.
В апелляционной жалобе директор департамента по правовым вопросам администрации городского округа Саранск Юськаев Р.К. считал решение суда незаконным и необоснованным, просил его отменить, ссылаясь на отсутствие у муниципального органа свободного жилья, а также недостаточность бюджетных средств, необходимых для реализации программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями не менее 33 кв.м общей площади. Также апеллянт указывает в жалобе на то, что в нарушение норм процессуального права к участию в деле не было привлечено Министерство финансов Республики Мордовия, осуществляющее контроль за целевым использованием субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М. просила обжалуемое судебное постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа Саранск и представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истцы прокурор отдела Прокуратуры РМ Межевова Ю.В. и Томилина Н.А. с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что Томилина Н.А. родилась "дата", ее мать Т.М.А. умерла 13 декабря 1996 г., что подтверждается свидетельством о смерти серии 1 ЖК "N" от 14 декабря 1996 г., отец решением суда от 27 апреля 1999 г. лишен родительских прав (л.д. 12, 11).
Таким образом, Томилина Н.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (статья 1 Федерального закона).
Постановлением главы администрации Ленинского района г. Саранска от 27 января 1997 г. N 43 "Об утверждении опеки над несовершеннолетней Томилиной Н.А. "дата" года рождения" за истицей сохранено право на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". Указанная квартира, состоящая из двух комнат общей площадью "данные изъяты" кв.м по договору передачи от 30 марта 2009 г. передана в порядке приватизации в общую долевую собственность К.А.П., К.В.В., М.Т.П., Томилиной Н.А., П.Д.В. На основании договора дарения от 24 сентября 2011 г. была зарегистрирована сделка отчуждения "данные изъяты" доли квартиры, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей Томилиной Н.А., в пользу К.В.В.(л.д. 7, 18, 22).
Постановлением администрации городского округа Саранск от 26 ноября 2011 г. N 3154 Томилина Н.А. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(л.д. 5-6).
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции истица зарегистрирована и проживает по адресу "адрес", что подтверждается штампом в копии паспорта на имя истицы, выпиской из домовой книги (л.д. 9об., 13об).
Какой-либо зарегистрированной недвижимости Томилина Н.А. не имеет, что подтверждается ответами на запрос суда Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республике Мордовия от 21 октября 2013 г. "N" и Саранского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия от 1 ноября 2013 г. "N" (л.д. 13).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации данного права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Аналогичное правовое положение сформулировано в пункте 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", который предписывает исполнительному органу государственной власти Республики Мордовия, уполномоченному в сфере образования, однократно предоставлять соответствующей категории лиц благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Томилиной Н.А., суд первой инстанции правомерно руководствовался вышеприведенными нормами и пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку Томилина Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, не имеет закрепленного жилья, то она имеет право на обеспечение ее благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм (33 кв. м общей площади) по договору найма из специализированного жилого фонда.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Выводы суда первой инстанции подтверждены установленными обстоятельствами дела и исследованными доказательствами, оцененными по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы на недостаточность бюджетных средств на реализацию программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями, не может повлечь отмену решения, поскольку не имеет юридического значения для возникшего спора.
Ссылка в жалобе на то, что суд в нарушение норм процессуального права не привлек к участию в деле Министерство финансов Республики Мордовия, не может повлечь отмену правильного по существу решения суда, так как обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Исходя из изложенного, и руководствуясь абзацем первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 мая 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу директора департамента по правовым вопросам администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Ю.П.Тамаров
Судьи Н.П. Ерина
Л.И.Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.