Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.
судей Ериной Н.П.
Середы Л.И.
при секретаре судебного заседания Косолаповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 июля 2014 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 29 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Слугина Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и назначении трудовой пенсии по старости.
В обосновании иска указала, что 30 декабря 2013 года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ответчика от 03 марта 2014 года N 210940/13-233 ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы 30 лет (стаж на дату обращения, то есть на 30 декабря 2013 года, составил 27 лет 1 месяц 18 дней).
В специальный стаж не включён (кроме прочих периодов, которые она не оспаривает) период работы с 7 "данные изъяты") в должности медицинской сестры процедурного кабинета в "данные изъяты"", поскольку наименование учреждения " "данные изъяты"" не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
С данным решением ответчика она не согласна, так как в трудовой книжке имеются следующие записи: запись N14 " "данные изъяты"" поликлинического отделения N1 медсестрой процедурного кабинета в порядке перевода с "данные изъяты"", приказ N148 к/и от 25.06.1998"; запись N15 "07.10.1998 "данные изъяты" приказ N768 от 07.10.1998".
Но также имеется запись "Запись под N15 считать недействительной".
Кроме того, приказ N 449к от 23 июля 2001 года об увольнении, на основании которого в трудовую книжку внесена запись N 16, был издан по "данные изъяты"".
Следовательно, в период работы с 1 июня 1998 года по 2 июля 2001 года она работала в структурном подразделении "данные изъяты"", именуемом " "данные изъяты"", а не " "данные изъяты"".
Ответчиком период работы, который предшествовал оспариваемому периоду, с 1 июня 1998 года по 6 октября 1998 года включён в специальный стаж, а период работы с 7 октября 1998 года по 2 июля 2001 года не включён, при этом ответчик ошибочно полагал, что она работала в "данные изъяты"".
В связи с этим просила суд:
признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 3 марта 2014 года N 210940/13-233 в части не включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода работы с 7 октября 1998 года по 2 июля 2001 года в должности медицинской сестры процедурного кабинета в "данные изъяты"";
обязать ответчика период работы с 7 октября 1998 года по 2 июля 2001 года в должности медицинской сестры процедурного кабинета в Управлении социальной сферы "данные изъяты"" включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении;
обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента возникновения права с 17 февраля 2014 года (л.д. 1-4).
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 29 апреля 2014 года указанные исковые требования были полностью удовлетворены (л.д. 138-142).
В апелляционной жалобе УПФ России в городском округе Саранск просило решение суда отменить, ссылаясь на то, что наименование организации не предусмотрено Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, и список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (л.д.147-148).
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика истица Слугина Л.А. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения (л.д. 154-155).
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копылова О.С. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании истица Слугина Л.А. и её представитель Шукшина И.А. с апелляционной жалобой не согласились.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом первой инстанции, 30 декабря 2013 года Слугина Л.А. в УПФ России в городском округе Саранск с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением УПФ России в городском округе Саранск от 3 марта 2014 года N 210940/13-233 Слугиной Л.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы 30 лет (стаж на дату обращения, то есть на 30 декабря 2013 года, составил "данные изъяты" дней).
В специальный стаж не включён период работы с 7 октября 1998 года по 2 июля 2001 года ( "данные изъяты") в должности медицинской сестры процедурного кабинета в "данные изъяты" поскольку наименование учреждения " "данные изъяты"" не предусмотрено списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Из трудовой книжки, выданной на имя Слугиной Л.А., следует, что она 1 июня 1998 года принята в "данные изъяты"" поликлинического отделения N1 медсестрой процедурного кабинета в порядке перевода с "данные изъяты"" на основании приказа от 25 июня 1998 года N148 к/и.
Согласно записи N 15 трудовой книжки 7 октября 1998 года медико-санитарную часть реорганизована в Управление социальной сферы (УСС) на основании приказа от 7 октября 1998 года N 768. Но также имеется запись "Запись под N 15 считать недействительной".
Приказом "данные изъяты"" от 23 июля 2001 года N 449к Слугина Л.А. уволена в порядке перевода в "данные изъяты"".
Приказом "данные изъяты"" от 7 октября 1998 года N 768 с 10 октября 1998 годаупразднены как самостоятельные структурные подразделения Управление "данные изъяты"), "данные изъяты".
Из справки, уточняющей характер работы "данные изъяты"" от 22 ноября 2012 года, следует, что Слугина Л.А. действительно работала в "данные изъяты"" на полную ставку. В структурном подразделении "медико-санитарная часть "данные изъяты"" по профессии "медицинская сестра процедурного кабинета" Слугина Л.А. работала с 1 июня 1998 года по 2 июля 2001 года постоянно на полный рабочий день.
Из Положения об Управлении социальной сферы, утверждённого 13 сентября 1999 года генеральным директором "данные изъяты"", следует, что Управление социальной сферы является самостоятельным структурным подразделением "данные изъяты"", в его функции, в том числе, входит: обеспечение процесса лечения медицинскими препаратами (пункт 3.13); проведение непрерывного процесса лечения работников "данные изъяты"" в стационаре и в поликлинических отделениях (пункт 3.14); проведение непрерывного процесса лечения работников "данные изъяты"" медицинскими препаратами (пункт 3.15).
Согласно пункту 5 Положения в перечень внутренних подразделений Управления социальной сферы и производства продуктов питания, входила медико-санитарная часть "данные изъяты"", состоящая из:
стационара и лечебно-диагностического отделения, который оказывал круглосуточную стационарную помощь больным неврологического и терапевтического профилей, а также был предназначен для проведения диагностики с целью непрерывности процесса лечения, профилактики заболеваний, реабилитации работников "данные изъяты"" в соответствии с выданными лицензиями и сертификатами;
поликлиники N 1, которая оказывала квалифицированную медицинскую помощь с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости;
поликлиники N 2, также оказывающей квалифицированную медицинскую помощь с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что истица в спорный период работала в медико-санитарной части Управления социальной сферы "данные изъяты"", чья деятельность была направлена на осуществление комплекса мер по медицинскому обеспечению работников "данные изъяты"". В связи с этим право Слугиной Л.А. на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не может быть поставлено в зависимость от наименования учреждения - Управления социальной сферы "данные изъяты"", в котором она в силу своих функциональных обязанностей осуществляла лечебную деятельность в должности медицинской сестры процедурного кабинета.
Данный вывод основан на правильном истолковании закона.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 4 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии её выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период её выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объёме полной ставки по одной из должностей.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введён Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определённых структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Таким образом, при рассмотрении заявления Слугиной Л.А., претендовавшей на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 1 января 2002 года могли быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, в частности, постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Согласно пункту 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьёй 81 Закона РСФСР 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 утверждён Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Данным Списком предусмотрена должность среднего медицинского персонала - медицинская сестра процедурной в медико-санитарной части.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
По этим основаниям отклоняются доводы апелляционной жалобы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саранска от Республики Мордовия от 29 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи Н.П. Ерина
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.