Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе председательствующего Козлова А.М.,
судей Елиной Т.А., Межевовой Н.И.,
при секретаре Цыбульской М.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 августа 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Рузаевского межрайонного прокурора в интересах Алексеева Б.М. к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Стеньшиной Л.В. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 15 мая 2014 года,
Заслушав доклад судьи Козлова А.М., объяснения Алексеева Б.М. и прокурора Умновой Е.В. о законности решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рузаевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Алексеева Б.М. к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить Алексееву Б.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. по договору найма по месту жительства.
В обоснование заявленного требования указал, что Алексеев Б.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма. Однако до настоящего времени Алексеев Б.М. жилым помещением не обеспечен.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 15 мая 2014 года иск Рузаевского межрайонного прокурора полностью удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Стеньшина Л.В. ставит вопрос об отмене решения суда. Полагает, что администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не является надлежащим ответчиком по делу. Считает, что администрация района не имеет полномочий по предоставлению жилых помещений указанным категориям граждан. Данным полномочием наделено Министерство образования Республики Мордовия. Обращает внимание, что в собственности администрации отсутствуют жилые помещения, необходимые для перевода в специализированный жилой фонд, а также денежные средства для их приобретения. Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия не явились.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 ГПК РФ оснований для её удовлетворения не находит.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, родители Алексеева Б.М. - мать А.Т.Б. умерла 17 ноября 1998 года, отец - А.М.И. в свидетельстве о рождении записан со слов матери.
Алексеев Б.М. зарегистрирован по адресу: "адрес".
20 июня 2008 года он закончил обучение в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа "N" с углубленным изучением отдельных предметов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
На основании распоряжения главы администрации Рузаевского муниципального района от 22 мая 2008 года "N" Алексеев Б.М. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по Рузаевскому муниципальному району.
Доказательств наличия у Алексеева Б.М. жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, либо находящегося в его пользовании на основании договора социального найма, не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в суде первой инстанции не оспорены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Алексеев Б.М. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности по окончании их пребывания в образовательных учреждениях.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, в частности после окончания пребывания в образовательном учреждении.
Исходя из содержания указанных выше положений предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Поскольку Алексеев Б.М. до настоящего времени не реализовал свое право на обеспечение жилым помещением, то в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в частности не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
С учетом приведенных правовых норм, довод апелляционной жалобы об отсутствии жилых помещений, необходимых для перевода в специализированный жилой фонд, а также денежных средств для их приобретения является несостоятельным.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Алексееву Б.М. жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения являются правильными.
На основании пунктов "к" и "ж" части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 мая 2013 года N 157, на который ссылается представитель ответчика в апелляционной жалобе предусматривает, что решение о предоставлении (отказе в предоставлении) специализированного жилого помещения принимается Министерством образования Республики Мордовия.
Вместе с тем, исходя из положений статей 1 и 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.
Данное полномочие включает в себя, в том числе предоставление жилых помещений указанным категориям граждан (пункт 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З). Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункта 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З).
Таким образом, довод представителя ответчика в апелляционной жалобе о том, что администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не наделена полномочием по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия, исходя из приведенных законоположений, считает, что администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия является надлежащим ответчиком, в связи с чем, довод апелляционной жалобы в данной части не принимает во внимание.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 15 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Стеньшиной Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.М. Козлов
Судьи
Т.А. Елина
Н.И. Межевова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.