Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе председательствующего Козлова А.М.,
судей Елиной Т.А., Козиной Е.Г.,
при секретаре Цыбульской М.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 августа 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов Твердохлеб О.В. к администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить Твердохлеб О.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Ташкина В.И. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 06 июня 2014 года,
Заслушав доклад судьи Козлова А.М., мнение прокурора Умновой Е.В. и объяснения Твердохлеб О.В. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ковылкинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Твердохлеб О.В. к администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить Твердохлеб О.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование заявленного требования указал, что Твердохлеб О.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени Твердохлеб О.В. жилым помещением не обеспечена.
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 06 июня 2014 года иск Ковылкинского межрайонного прокурора полностью удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Ташкин В.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на наличие очередности в предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений. Оспаривая возложение на ответчика обязанности в принудительном порядке предоставить Твердохлеб О.В. жилое помещение, указывает на ущемление прав других лиц, которые также имеют право на обеспечение жильём.
В возражениях на апелляционную жалобу Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия Калядин А.В. считает, что доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия не явился.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе и поступившим относительно нее возражениям, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 ГПК РФ оснований для её удовлетворения не находит.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, родители Твердохлеб О.В. - мать Т.О.М. решением "данные изъяты" от 10 марта 1999 года лишена родительских прав, сведения о её отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Твердохлеб О.В. зарегистрирована по адресу: "адрес".
Постановлением администрации Ковылкинского муниципального района от 22 января 2014 года "N" установлен факт невозможности проживания Твердохлеб О.В. в указанном жилом помещении.
Согласно постановлению администрации Ковылкинского муниципального района от 03 февраля 2014 года "N" Твердохлеб О.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доказательств наличия у Твердохлеб О.В. жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, и жилого помещения, находящегося в пользовании на основании договора социального найма, не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в суде первой инстанции оспорены не были.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Твердохлеб О.В. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в частности являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В силу подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N 24-3 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" указанным категориям лиц жилые помещения предоставляются по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные нормы содержит постановление Правительства Республики Мордовия от 06 мая 2013 года N 157 "О мерах по реализации Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 года N 24-3 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", которым утвержден Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанными нормативными актами какая-либо очередность в предоставлении жилых помещений данным категориям граждан не предусмотрена.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы о том, что возложение на ответчика обязанности в принудительном порядке предоставить Твердохлеб О.В. жилое помещение может привести к ущемлению прав других лиц по списку, которые также имеют право на обеспечение жилыми помещениями, являются несостоятельными. При разрешении данного спора правовое значение имеет то обстоятельство, что на момент обращения прокурора в суд право Твердохлеб О.В. на ее обеспечение жилым помещением, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, реализовано не было.
Других доводов, свидетельствующих о незаконности вынесенного судебного решения, в апелляционной жалобе ответчика не приведено.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает, решение суда первой инстанции законно и обоснованно и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 06 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Ташкина В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.М. Козлов
Судьи
Т.А. Елина
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.