Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе председательствующего Козлова А.М.,
судей Елиной Т.А., Козиной Е.Г.,
при секретаре Цыбульской М.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 августа 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Корнилова С.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (далее - ГУ-УПФ РФ в Инсарском муниципальном районе РМ) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью
по апелляционной жалобе начальника ГУ-УПФ РФ в Инсарском муниципальном районе РМ Дербеденева Н.В. на решение Инсарского районного суда Республики Мордовия от 05 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М., объяснения представителя ГУ-УПФ РФ в Инсарском муниципальном районе РМ Талдытова А.З., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Корнилова С.М. и его представителя Курдюкова С.А. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корнилов С.М. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Инсарском муниципальном районе РМ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включении периода в льготный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указал, что ответчик решением от 16 апреля 2014 года отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа.
Не согласившись с данным решением, просил обязать ответчика:
- включить в специальный стаж период прохождения им военной службы в Вооруженных силах СССР с 10 октября 1986 года по 20 октября 1988 года в следующем порядке:
с 10 октября 1986 года по 05 февраля 1987 года, с 03 июня 1988 года по 20 октября 1988 года - в календарном исчислении;
с 06 февраля 1987 года по 02 июня 1988 года на территории Демократической Республики Афганистан в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца;
- назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей с 09 апреля 2014 года.
Решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от 05 июня 2014 года исковые требования Корнилова С.М. полностью удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ-УПФ РФ в Инсарском муниципальном районе РМ Дербеденев Н.В. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Полагает, что суд необоснованно включил спорный период в специальный стаж истца, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку включение периода военной службы в специальный стаж действующим законодательством не предусмотрено.
В возражениях на апелляционную жалобу Корнилов С.М. просит решение суда оставить без изменения, жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе и поступившим относительно нее возражениям, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Корнилов С.М. проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР в период с 10 октября 1986 года по 20 октября 1988 года.
При этом в период с 06 февраля 1987 года по 02 июня 1988 года он выполнял боевые задачи в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан.
После службы Корнилов С.М. обучался в "данные изъяты" с 1989 года по 1993 год. С 15 августа 1993 года осуществляет педагогическую деятельность.
Без учета периода прохождения военной службы стаж педагогической деятельности истца на 16 апреля 2014 года, по мнению ответчика, составил 20 лет 5 месяцев 24 дня.
Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства сторонами не оспаривались.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на момент прохождения Корниловым С.М. военной службы, действовавшее в тот период времени правовое регулирование предусматривало возможность зачета военной службы в специальный стаж.
При этом периоды прохождения службы в армии по призыву в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан с 06 февраля 1987 года по 02 июня 1988 года суд обоснованно исчислил из расчета 1 месяц службы за 3 месяца.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и определение от 5 ноября 2002 года N 320-О изложил правовую позицию, согласно которой положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения Корниловым С.М. службы в армии являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
В соответствии с пунктами 1, 4 указанного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Корнилова С.М. в пенсионный орган его педагогический стаж составлял 20 лет 5 месяцев 24 дня (более 2/3 необходимого стажа), то период его службы в армии подлежал включению ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Кроме того, при оценке доводов истца об учете на льготных условиях периода военной службы в Демократической Республике Афганистан, суд первой инстанции правильно руководствовался подпунктом "а" пункта 1 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим, служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республика Афганистан, и их семьям", согласно которому военнослужащим Советской Армии проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан, засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы на территории Демократической Республики Афганистан за три месяца службы.
Указанное Постановление введено в действие с 1 января 1983 года, действовало в период прохождения истцом службы на территории Демократической Республики Афганистан, поэтому в силу указанной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации период с 06 февраля 1987 года по 02 июня 1988 года (1 год 3 месяца 26 дней) подлежит исчислению в кратном порядке как один месяц службы за три месяца службы, что составляет 3 года 11 месяцев 16 дней (1 год 3 месяца 26 дней x 3).
Общий период службы истца в армии, как в льготном исчислении за время службы на территории Демократической Республика Афганистан, так и в календарном исчислении за иной срок службы по призыву с 10 октября 1986 года по 05 февраля 1987 года (3 месяца 26 дней) и с 03 июня 1988 года по 20 октября 1988 года (4 месяца 18 дней) составляет 4 года 8 месяцев 2 дня.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, судом первой инстанции нормы материального права были применены правильно. На момент обращения Корнилова С.М. за назначением досрочной трудовой пенсии по старости его специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, с учетом периода службы в армии, составил более 25 лет.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права представителем ответчика, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие нарушения норм процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда и об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы представителя ответчика.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Инсарского районного суда Республики Мордовия от 05 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ-УПФ РФ в Инсарском муниципальном районе РМ Дербеденева Н.В.- без удовлетворения.
Председательствующий
А.М. Козлов
Судьи
Т.А. Елина
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.