Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Елиной Т.А.
Козиной Е.Г.
при секретаре Цыбульской М.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 сентября 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе Терешкина Ю.Н. на решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Терешкин Ю.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск в выдаче градостроительных планов земельных участков, понуждении к выдаче градостроительных планов земельных участков, указав, что он является арендатором земельных участков N 291, N 305 (по генплану), расположенных в "адрес" площадью 1500 кв.м с кадастровыми номерами "N", "N".
С целью получения разрешений на строительство заявлениями от 14 апреля 2014 года он обратился в Администрацию городского округа Саранск с просьбой о выдаче градостроительных планов.
Письмом "N" от "дата" Администрацией городского округа Саранск ему отказано в выдаче градостроительных планов, с указанием на непредоставление заявителем копии топографической съемки, схемы планировочной организации земельного участка, технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, обязанность предоставления которых установлена Административным регламентом Администрации городского округа Саранск.
Считает отказ в выдаче градостроительных планов земельных участков незаконным, противоречащим норме части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Административный регламент может применяться только в части, не противоречащей положениям федерального законодательства.
Отказ препятствует ему реализовать свое право на получение разрешения на строительство, при этом на него незаконно возложена обязанность по подготовке топографической съемки земельных участков.
Просил суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами "N" и "N", изложенный в ответе "N" от "дата"; обязать Администрацию городского округа Саранск выдать ему градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами "N" и "N" в течение 30 дней с момента вынесения решения.
Решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 июня 2014 года Терешкину Ю.Н. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Терешкин Ю.Н. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. Указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, неверно истолкованы положения закона. По существу оспаривает вывод суда о том, что перечень, документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, определенный Административным регламентом, не противоречит действующему законодательству, в том числе, пункту 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Администрации городского округа Саранск не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем заблаговременного направления адресату по почте судебного извещений с уведомлением о вручении (л.д. 76), о причинах неявки в суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании заявитель Терешкин Ю.Н. апелляционную жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней.
Заслушав объяснения явившегося участника процесса, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера существенное нарушение норм материального права.
Отказывая в удовлетворении заявления и признавая оспариваемые заявителем действия органа местного самоуправления правомерными, суд первой инстанции исходил из того, что требование Администрации городского округа Саранск о представлении Терешкиным Ю.Н. дополнительных документов, необходимых для заполнения формы градостроительного плана, основано на положениях действующего законодательства и не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации, который не содержит запрета на истребование необходимых для составления градостроительного плана земельного участка сведений у заявителя.
Судебная коллегия признает данный вывод суда ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права.
Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2 данной статьи).
Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В соответствии с частью 17 статьи 46 (об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа) названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
При таком положении Администрация городского округа Саранск неправомерно предложила Терешкину Ю.А. представить дополнительно копию топографической съемки, схему планировочной организации земельного участка, технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Названный Федеральный закон устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).
Таким образом, по смыслу указанных норм любое лицо, заинтересованное в получении градостроительного плана земельного участка, в том числе правообладатели земельных участков, вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. А орган местного самоуправления не вправе отказать в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Порядок подготовки Администрацией городского округа Саранск соответствующей документации определен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка", утвержденным постановлением Администрации городского округа Саранск от 27 февраля 2014 года N 529. Указанный Административный регламент представляет собой муниципальный правовой акт, который в силу предписаний части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не должен противоречить федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что выводы суда о законности действий Администрации городского округа Саранск в отношении Терешкина Ю.Н. основаны на неправильном применении норм материального права.
Принимая во внимание, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного решения, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, принятое решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 5 июня 2014 года отменить, принять по делу новое решение которым заявление Терешкина Ю.Н. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами "N" и "N", изложенный в ответе "N" от "дата".
Обязать Администрацию городского округа Саранск выдать Терешкину Ю.Н. градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами "N" и "N".
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Т.А. Елина
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.