Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ериной Н.П.
Середы Л.И.
при секретаре судебного заседания Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 сентября 2014 г. в городе Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 16 апреля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Захаров С.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и возложении обязанности по ее назначению к выплате.
В обоснование требований указано, что Захаров С.А. в качестве военнообязанного призван на специальные сборы и принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 4 сентября по 30 сентября 1986 г. В настоящее время истцу бессрочно установлена вторая группа инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС при исполнении служебных обязанностей", он получает пенсию по инвалидности. Достигнув возраста 50 лет, истец обратился в пенсионный орган за назначением второй льготной пенсии по старости на основании Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Захарову С.А. решением пенсионного органа от 9 августа 2013 г. назначены трудовая пенсия по старости и по инвалидности, при этом размер государственной пенсии по инвалидности снизился.
Решением от января 2014 г. ответчик незаконно отказал истцу в назначении трудовой пенсии по старости с 50 лет из-за отсутствия требуемого страхового стажа 25 лет и возраста 55 лет, возобновив выплату государственной пенсии по инвалидности в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 апреля 2014 г. исковые требования Захарова С.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, указав, что назначение второй трудовой пенсии по старости может быть осуществлено на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, как инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет; вторая трудовая пенсия по старости может быть назначена ему только по достижении возраста 55 лет.
В возражениях на апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. истец Захаров С.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копылова О.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Захаров С.А., его представитель - адвокат Екония Л.Ю. считают решение суда законным.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с уменьшением возраста при наличии страхового стажа не менее пяти лет, или в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Из материалов дела усматривается, что истец является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 4 сентября по 30 сентября 1986 г. и инвалидом второй группы вследствие исполнения обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС.
Захарову С.А. производится выплата государственной пенсии по инвалидности.
16 декабря 2013 г. истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости по нормам пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением ответчика от 31 января 2014 г. "N" Захарову С.А. отказано в назначении трудовой пенсии по старости по нормам пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", с учетом применения норм статьи 34 Федерального Закона N 1244-1 ФЗ от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в назначении трудовой пенсии отказано из-за отсутствия страхового стажа не менее 25 лет.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и сомнений в достоверности не вызывают.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленному в соответствии с данным Федеральным законом, и трудовой пенсии, установленной в соответствии с настоящим Законом.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, к которым приравнены инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 Закона, и трудовая пенсия по старости.
Вместе с тем, особенности пенсионного обеспечения граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно статье 28.1 которого отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются этим законом и другими федеральными законами.
В соответствии с абзацем вторым статьи 28.1 указанного закона гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Для граждан, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986 - 1987 годах, пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гарантировано назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Аналогичная норма содержится и в подпункте 2 пункта 2 статьи 10 Федерального Закона N166-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому пенсия по старости назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по достижении возраста: мужчинам - 50 лет и женщинам - 45 лет при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Данные правовые положения нашли свое подтверждение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 г. N 350-О в части правоприменения части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, согласно которой лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986-1987 годах, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Определяя категории граждан, в отношении которых государство признало обязанность по возмещению вреда здоровью, причиненного воздействием чернобыльской катастрофы, и льготные условия назначения им пенсии (в том числе снижение пенсионного возраста), законодатель должен действовать таким образом, чтобы при этом соблюдались конституционные принципы справедливости и равенства и требования к ограничению прав и свобод граждан (статья 19 часть 1, статья 55 часть 3 Конституции Российской Федерации), поскольку различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истец Захаров С.А. "дата" года рождения, принимавший участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы с 4 сентября по 30 сентября 1986 года, и ставший вследствие этого инвалидом, по достижении 24 декабря 2013 г. 50-летнего возраста, при наличии трудового стажа не менее 5 лет, имеет право на получение двух пенсий - пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости.
Кроме того, как следует из материалов дела, по сведениям пенсионного органа по городскому Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск получателями двух пенсий из числа граждан, ставших инвалидами вследствие (военной травмы) катастрофы на Чернобыльской АЭС, и достигших возраста 50 лет, являются 238 человек.
С учетом изложенного судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна, считает их постановленными при правильном применении норм действующего законодательства, на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 16 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Н.П. Ерина
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.