Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ериной Н.П.
Середы Л.И.
при секретаре судебного заседания Бобровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 сентября 2014 г. в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 26 июня 2014 г.
Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Горячкин С.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по старости, о включении периода работы в специальный стаж, назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указано, что решением пенсионного органа от 17 апреля 2014 г. истцу незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы, требуется 25 лет, имеется 22 года 10 месяцев 29 дней.
В специальный стаж не засчитан период прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах РФ с 28 ноября 1983 г. по 14 ноября 1985 г.
Истец с учетом уточненных требований просил суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 17 апреля 2014 г. в части отказа во включении периода работы, обязать ответчика включить в специальный стаж период прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации с 28 ноября 1983 г. по 14 ноября 1985 г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 25 мая 2014 г.
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 26 июня 2014 г. иск Горячкина С.А. удовлетворен.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Круглякова Г.А. считает решение суда постановленным с нарушением норм материального права, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать, взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 рублей за подачу апелляционной жалобы, указав на нарушение судом норм пенсионного законодательства, а также отсутствие у истца права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В возражениях на апелляционную жалобу представителя ответчика истец Горячкин С.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Скобцова С.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Горячкин С.А. считает решение суда законным.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 17 апреля 2014 г. Горячкину С.А. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-Ф3 от 17 декабря 2001 г. из-за отсутствия требуемого специального стажа работы, требуется 25 лет, имеется 22 года 10 месяцев 29 дней.
В специальный стаж Горячкину С.А. не засчитан период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 28 ноября 1983 г. по 14 ноября 1985 г., так как включение периода прохождения в армии в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, не предусмотрено Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463, и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516.
Период прохождения Горячкиным С.А. службы в Вооруженных Силах СССР подтверждается справкой N 56, выданной 9 апреля 2014 г. Отделом Военного комиссариата Республики Мордовия по Ковылкинскому району, военным билетом БЕ N 172291, выданным 20 августа 1989 г. Ковылкинским ОГВК Мордовской АССР.
С 3 мая 1991 г. по настоящее время истец осуществляет педагогическую деятельность в МБОУ "Большеазяськая средняя общеобразовательная школа" Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и пришел к обоснованному выводу о незаконности указанного решения пенсионного органа в части невключения спорного периода в специальный стаж.
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 и от 11 июля 2002 г. N 516, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П, Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", исходя из принципа правовой определенности законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимого для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В период, когда истец служил в армии - с 28 ноября 1983 г. по 14 ноября 1985 г. действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 230-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный период службы в армии относится к периоду деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, поэтому данный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, суд обоснованно, признав незаконным, отменил данное решение пенсионного органа в части невключения в специальный стаж истца периода прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР и обязал ответчика включить оспариваемый период в стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости включить в специальный стаж работы истца период службы по призыву в Советской Армии.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что у Горячкина С.А. выработан специальный стаж, предусмотренный подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, дающий право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что является необоснованным довод апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что при включении истцу в специальный стаж периода нахождения на службе в составе Вооруженных Сил СССР суд не учел того обстоятельства, что при включении указанного периода по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), применялись правила подсчета соответствующего стажа, предусмотренные указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), то есть истец должен был выработать не менее 2/3 специального стажа на момент отмены постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, а именно на 1 октября 1993 г.
Как следует из Постановления от 29 января 2004 г. N 2-П, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации не содержит указаний на то, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ по нормам ранее действовавших нормативных правовых актов необходимо, чтобы работниками был выработан общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.
Кроме того, письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 июня 2004 г. N МЗ-637 "О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П" разъяснено, что Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 г. N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" "по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)".
С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
Таким образом, исходя из того, что на момент обращения Горячкина С.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию, с учетом периода работы, зачтенного ответчиком добровольно, продолжительностью 22 года 10 месяцев 29 дней, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
При таких обстоятельствах являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о неправомерном включении оспариваемого периода в льготной стаж работы истца для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью и то, что истец не приобрел права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и отвечает нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 26 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Н.П. Ерина
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.